Раздался звонок с незнакомого номера. Я приготовилась к очередному спаму. Мужчина на том конце провода серьезно назвал меня по имени и фамилии, представился и сообщил, что он из управления внутренних расследований службы безопасности Сбербанка.
Поскольку мою фамилию он назвал девичью - я задумалась, то ли это спамеры со старой базой? То ли я забыла прислать в банк обновленные данные? Стала слушать дальше.
И дальше началось. Уверенная корпоративная речь со всеми подробностями и протоколами, немного даже муторная и усыпляющая. На вашем счету, говорит, подозрительная активность. Вы запрашивали недавно операцию перевода денежных средств в размере 7500 на имя Федорова Олега Владимировича? Нет? Вот и наша система показала, что операция подозрительная, мы ее заблокировали.
Так, давайте проверим. К вашей карте сейчас подключены три устройства - два на андроиде и один ios. Так, понял, только ios, остальные отключаем. Да, ваш же регион Москва? А тут Воронежская область.
И так далее. Начали выяснять, как могла произойти утечка данных, незнакомые банкоматы со скиммером или скрытой камерой, слив базы с паспортными данными.
Я спросила - простите, а как я могу убедиться, что вы звоните из банка?
На что получила ответ: "мы временно вашу карту заблокируем пока вы не смените пароль, сейчас вам должна прийти смс с номера 900. Этот номер не подделать, он только у нас."
И смс действительно пришла с каким-то кодом для регистрации Сбербанк ID.
Затем стали говорить, что если паспортные данные скомпрометированы, то это может быть опасно и для счетов в других банках.
И вот где-то здесь моя тревога начала мешать мне нормально думать.
Говорят: "мы обязаны сообщить также другим банкам, в каких еще банках вы обслуживаетесь?" Надо было мне ляпнуть что-нибудь несуразное, чтобы проверить. Но честно признаюсь - к этому времени я поверила. Не знаю, почему. Может я поддаюсь удаленному гипнозу?
И хотя и очень не хотела им говорить ничего полезного, все же назвала еще один банк.
И буквально через 5 минут мне звонят уже "оттуда". Выдают видоизмененный рассказ про попытки конвертации валюты с моего счета, что эти операции еще не прошли, они в обработке и все такое. Предложили проверить в интернет-банке, все ли там в порядке.
Даже блин спросили, когда примерно была последняя операция, и сколько примерно денег на счету. Чтобы убедиться, что это я. Блииииииииин. Вот пишу и самой за себя стыдно, но я сказала.
Я все еще не доверяла им вполне, но все же мысль "о боже мой, вдруг и правда кто-то с моими паспортными данными что-то там делает" вогнала меня в серьезный стресс.
Разрешение ситуации
Хвала небесам, дальше произошло что-то странное. Они сказали, что пока они заблокируют мой счет и будут разбираться, сделают мне резервную карту в Сбере, потому что в их банке небезопасно (в смысле?? до этого же из "Сбера" звонили с той же проблемой).
И попросили сохранять конфиденциальность и никому не сообщать детали происходящего, потому что не знают, кто из сотрудников слил базу и сотрудничает с мошенниками.
Я такая: в смысле? Я что не могу позвонить по вашему же номеру на официальном сайте? Они: Нет, этим занимается наше управление, мы ведем внутреннее расследование, на вашем телефоне может быть установлена переадресация и вы попадете на мошенников.
И дальше начали договариваться со мной о выпуске резервной карты Сбербанка, на которую переведут деньги на период разбирательства. Предложили ее либо привезти курьером либо забрать в отделении. Даже адрес отделения записали и назначили время.
Где-то за несколько минут до того у меня возникла светлая мысль - а не спросить ли у гугла про возможность подделать номер 900? И тут же на меня вывалилась статья 2019 года про то, что это очень даже можно, и были случаи мошенничества по схеме очень похожей на эту.
Тут уже со словами "Вы знаете, я вам не доверяю, до свидания" я наконец повесила трубку. И стала шустро писать и звонить в поддержку обоих моих банков, где все оказалось в порядке. Никакого конца света, масштабного взлома баз данных, тотальных блокировок и внутренних расследований.
И поскольку (снова хвала небесам) я была хоть и не в полном, но хотя бы в частичном сознании, никаких данных карт, кодов или даже актуальной фамилии я им не сообщала - то даже блокировать и перевыпускать карты нет необходимости.
А эти ребята звонили мне с разных номеров потом каждые 5 секунд еще раз 10, хотя я каждый раз сбрасывала.
Фуууууууух.
А потом меня так трясло. Хоть финасово закончилось все хорошо, но эмоционально это было выматывающе, порыдала у мужа на руках, и целый день в каком-то постшоковом состоянии.
Знаете, интеллектуально была куча причин догадаться и быстро все это разрешить. Но эмоционально видимо я не так устойчива к этому постепенному отвлечению и запугиванию. А когда накатывает страх, мозг работает все хуже и хуже.
И это блин я, с экономическим образованием и опытом работы в банке.
А если бы это была моя бабушка?
Надеюсь, они никогда не узнают ее телефон и фио.
Фухх. Надеюсь, этот рассказ усилит ваш иммунитет против мошенников. И поможет вам и вашим близким спокойно и четко действовать, если с таким столкнетесь.
Собственно, самое главное - ничего про себя не сообщать: никаких данных карт, паспорта, кодовых слов, кодов из смс и тп. И поскорее звонить в банк по официальным номерам, чтобы убедиться, что все в порядке. Исходящий вызов не подделать, в отличие от номеров входящих.
В общем, наверное вы и так это знаете. Так что просто удачи вам, и пусть все будет хорошо.
Читайте также:
1) Нашла способ сбрасывать градусник, чтобы никогда его не разбить. Подойдет даже ребенку
2) Выложила на Авито старую футболку за 100 руб. и на нее выстроилась очередь. Я узнала почему