Большинство поклонников компьютерной игры «S. T. A. L. K. E. R.» сходится во мнении, что всем трём её частям так и не хватило самого главного: симуляции бесконечной жизни в игре, без оглядки на сюжет, прохождение, финал и прочие навязшие в зубах формальности.
Этот недостаток восполняет малоизвестный, талантливо сконструированный и грамотно сбалансированный мод Руслана Диденко под названием «Буря на свалке», созданный для части «S. T. A. L. K. E. R.: Чистое небо».
Для начала не помешает предупредить, что данный мод делает сюжетное прохождение игры затруднительным или вовсе невозможным, а игровой процесс превращает практически в бесконечный циклический симулятор жизни обитателя Зоны.
А теперь об основных изменениях, которые вносит мод в игровой процесс.
Первое изменение: после запуска игры «S. T. A. L. K. E. R.: Чистое небо» с установленным модом «Буря на свалке» группировки «Долг», «Свобода» и вольные сталкеры превращаются во взаимных перекрёстных врагов. Поэтому, присоединившись к одной из группировок, игрок неизбежно окажется перед необходимостью воевать со всеми остальными (или как минимум обороняться от них при встрече).
Второе изменение: представители всех группировок активно генерируются (или, как нынче модно говорить, респаунятся) в базовых локациях по мере убывания численности с учётом игрового времени суток, принадлежности опорной точки и других факторов. К примеру, если локация захвачена вольными сталкерами, то вокруг них не будут возникать из воздуха бойцы «Свободы» до тех пор, пока сталкеры не покинут захваченную точку.
Третье изменение: представители всех перечисленных группировок стремятся к расширению жизненного пространства методом последовательного выноса обитателей вражеских локаций. Вынос противника реализован практически безупречно: бойцы сначала занимают очередную опорную точку, затем стремятся занять следующую, и наконец, пытаются с боем прорваться на соседнюю карту.
Короче говоря, после установки мода жизнь в игре начинает буквально бурлить, словно вскипевший чайник на газовой плите. Из центра Зоны то и дело норовит расползтись по военным складам и по Рыжему лесу «Монолит», но откатывается, встретив сопротивление «Долга», который уже успел прибыть раньше «одержимых Зоной». На Свалке бандиты ожесточённо сражаются со сталкерами, прибегающими сюда с Кордона, и со «Свободой», прибегающей сюда из Тёмной Долины. И все они между делом отчаянно отбиваются от орды мутантов, которая с наступлением ночи начинает плодиться со скоростью саранчи и накатывает на окрестные обитаемые пункты далеко не с самыми дружескими намерениями. Вооружённые патрули по периметру опорных точек — здесь уже не декоративная мизансцена, а вынужденная необходимость.
Почва в радиусе взгляда игрока уже спустя полчаса усеяна брошенным оружием едва ли не всех предусмотренных в игре моделей и модификаций (если не полениться, собрать и отнести ближайшему торговцу — то проблема с денежными средствами на ремонт и улучшение экипировки решится в первые же минуты игры, а свой первый игровой миллион вполне реально заработать уже часа через полтора игры).
Однако с особой тщательностью игровой процесс выстроен на локации «НИИ Агропром», где «Долг» воюет с вольными сталкерами. Во-первых, на Агропроме «Долг» стремится не столько уничтожить сталкеров, сколько окружить их, захватывая ближайшие опорные точки. Во-вторых, даже захватив местную сталкерскую базу, бойцы «Долга» чаще всего аккуратно усаживаются в самом её уголке или несут охрану при входе на базу, не заходя вглубь её территории и не трогая ни механика, ни торговца. Тех же принципов, кстати, придерживаются и мутанты (за одним исключением — кроме кровососа, который мало того что неуязвим, так ещё и норовит вонзить зубы именно в отнюдь не бессмертного механика, поэтому, если увидите эту ненасытную тварь на территории базы — стреляйте без промедления!).
К какой же группировке присоединиться игроку для максимального наслаждения игровым процессом?
«Долг» слишком силён, безупречно экипирован и великолепно вооружён, а потому не имеет в игре достойных противников — даже без участия игрока. И стало быть, игра за эту группировку будет не слишком интересна желающим принять активное участие в экспансии.
Бандиты как союзники, напротив, чрезмерно слабы и крайне скверно вооружены. Как и у «Долга», у них всего одна базовая локация — полуразрушенный ангар на Свалке. Но самое главное — в «Буре на свалке», несмотря на название, практически не проработаны их территориальные амбиции, то есть от своей базы они далеко стараются не разбредаться, в силу чего представляют собой весьма сомнительных союзников в борьбе игрока за расширение сферы влияния.
Гораздо лучше с территориальными амбициями, экипировкой и вооружением дело обстоит у «Свободы» — но без крайностей, в отличие от «Долга». «Свобода» — это уже неплохой выбор для игрока при игре с данным модом.
И наконец, «золотой серединой» во всех отношениях являются в игровом процессе вольные сталкеры: во-первых, одна из их опорных точек находится неподалёку от базы «Долга», на карте «НИИ Агропром», во-вторых, ареал обитания популяции сталкеров простирается шире всего: в самом начале игры сталкеры присутствуют сразу на трёх локациях — на Кордоне, на Свалке и на Агропроме, и в-третьих, сталкеры отлично вооружены и неплохо экипированы. И потому мой совет — присоединиться именно к ним.
Впрочем, к какой бы группировке вы ни присоединились — на окончательную и бесповоротную победу не рассчитывайте. Да, вольные сталкеры могут с вашим участием перебить всех до единого бойцов «Долга», выбить их изо всех локаций, расставить во всех захваченных точках посты и караулы — но если вы не обладаете в игре способностью оказаться сразу в нескольких местах, то первая же игровая ночь расставит всё по своим местам, ибо подчистую снесёт ордами мутантов выставленные посты и караулы, вернув возможность респауна вашему противнику и соответственно обеспечивая ему тем самым право на реванш.