Найти тему
Ярослав Рос

Регистрация названия и торговой марки.

Самое полное краткое руководство. Со ссылками и этапами.

Вы запускаете бизнес и ему нужно название. Первое что нужно сделать на этом пути — решить будете ли вы регистрировать название или нет.
Всё!

А теперь, собственно, почему.

У вас, допустим, ИП. Вы можете при входе, на табличке или прозрачной наклейке, указать свое ИП, написать вид деятельности или название которое отражает суть. Например И.П. Иванов “Мебель на заказ” или И.П. Иванов “12 стульев”.

В первом случае все по делу, но никак не выделяет вас на рынке — будет весьма сложно продвигаться и рекламироваться. Во втором случае на вас может подать в суд компания с зарегистрированным названием “12 стульев” со всеми вытекающими, так как закон на ее стороне. С “ООО” ровно та-же история.

Так вот — регистрация нужна чтобы не к вам пришли, а могли прийти вы, что, безусловно питает эго и дает уверенность в завтрашнем дне.

Еще раз — на вас подадут в суд и отсудят упущенную прибыль если компания с таким же названием решит что вы ей “не симпатичны”. Или вам смогут запретить использовать собственный бренд, если кто-то другой, чемпион по жизни, зарегистрирует товарный знак на себя. И не важно сколько лет вашему бренду и то, что под этим названием еще ваш прадед мебель продавал.

И наоборот, стоимость товарного знака, может оказаться многим выше стоимости остальных активов вашей компании. В будущем, когда раскрутитесь. И франшизу сможете продавать.

И тут вы можете заметить некий твист с которым неминуемо столкнетесь когда будете искать “как зарегистрировать название”, в интернете.

В любой статье происходит переход от “регистрировать название” (фирменное наименование) к “зарегистрировать торговый знак”.

Все дело в том, что фирменное наименование указывается при регистрации компании в налоговых органах. А налоговая инспекция при приеме регистрационных документов не проверяет уникальность выбранного вами наименования организации.

Идентификация, после регистрации, происходит не по названию, а по кодам ИНН и ОРГН, которые не повторяются. Они действительно уникальны. Это неминуемо ведет к существованию большого количества "двойников" — компаний имеющих одинаковые фирменные наименования.

Проверить на уникальность свое название можно, например, тут https://egrul.nalog.ru/ и просто воспользовавшись Яндексом и Гуглом. Вбиваете придуманное название и смотрите сколько компаний уже зарегистрировано с таким же неймингом.

Но, повторюсь, гарантий нет. Любой сможет зарегистрироваться с таким же наименованием как у вас. Однако, вы вправе обратиться в суд с иском о понуждении другой организации изменить идентичное или очень похожее наименование, если фирменное наименование вашей ООО включено в ЕГРЮЛ раньше и организации занимаются аналогичной деятельностью.

Также важно сказать, что законом установлены определенные требования к наименованию. Согласно ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться, такие обозначения, как:

  • иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица;
  • полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
  • полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
  • полные или сокращенные наименования общественных объединений;
  • обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Так зачем регистрировать товарный знак? Если использовать фирменное наименование организации вы сможете любым законным способом. В том числе указывать его на вывесках, бланках и иной полиграфии, рекламе и упаковках.

А все дело в том, что вы не сможете распоряжаться фирменным наименованием в полной мере. Например не можете его продать или передать третьим лицам в использование. Если кратко — бренд на этом не построишь.

Именно поэтому, для усиления правовой защищенности вашего фирменного наименования и регистрируют название фирмы в качестве товарного знака (также това́рная ма́рка или то́рговая ма́рка).

Регистрация фирменного наименования в виде товарного знака дает вам ряд преимуществ. Товарный знака можно продавать, предоставлять в пользование, передавать по наследству, а также отдавать в залог. Т.е. получает коммерческую выгоду. Можно запретить конкурентам использовать товарный знак не только в судебном, но также и в досудебном порядке с помощью обращения в антимонопольные, правоохранительные органы и в патентное ведомство. Можно требовать от нарушителей возмещение убытков, причиненных незаконным использованием. Можно даже запретить использование в интернете доменных имен в зоне .RU, сходных с вашим наименованием.

Наименование ООО не обязательно должно совпадать с наименованием торгового знака. Можно зарегистрировать и продвигать любое другое (не занятое) наименование.

Т.е. в документах и налоговой одно, а на вывесках и в рекламе другое.

В качестве товарного знака может быть зарегистрирована как словесная часть фирменного наименование, так и в сочетании с изобразительным символом. Вообще, согласно статье 1482 ГК РФ, зафиксирован общий перечень обозначений, которые можно зарегистрировать в качестве товарного знака: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Под “и другие” понимается световые товарные знаки, изменяющиеся товарные знаки, голографические товарные знаки, позиционные товарные знаки и еще целый список. Чтобы не отвлекаться от темы я постараюсь, в скором времени, рассказать отдельно о каждом виде товарных знаков.

Сейчас нас интересует непосредственно нейминг, с точки зрения его дальнейшего регистрирования, как торговой марки. Если вы смотрите в будущее, конечно.

Регистрация производится в Роспатенте. И это довольно сложная процедура. Знак не зарегистрируют, если он совпадает полностью или в большей части с уже зарегистрированным знаком. Это можно проверить, подав соответствующее заявление в Роспатент. Знак вводит в заблуждение потребителя. Он имеет элементы государственных гербов, флагов, полные или сокращенные названия государственных организаций.

Если с этим у вас все ок, то можно подавать заявление в Роспатент. Это можно сделать самостоятельно или обратиться к патентному поверенному.

Проще всего нанять компанию предоставляющую соответствующие услуги. Их очень много. Это не спроста и ниже я коснусь причины.

Так вот. Первым делом нужно определиться в каком классе товаров и услуг будет зарегистрирован товарный знак. Это делается с применением Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Всего выделяют 45 классов. C 1 по 34 классы для товаров. C 35 по 45 классы для услуг.

Можно выбрать сразу несколько классов МКТУ и именно в этих классах вам будет предоставлена охрана товарного знака на территории России и именно от них будет зависеть зарегистрируют ли вам знак, при условии, что подобное название уже зарегистрировано.

Т.е. одинаковые названия могут быть зарегистрированы если находятся в разных классах МКТУ. Как раз для жонглирования в подобных условиях и существуют специально обученные люди.

Теперь вполне логично, что нужно иметь не одно название, а целую серию. Т.Е. нужно сгенерировать ряд названий, порядка 10-ти, по которым и будет происходить предварительная проверка. Она точно отсечет если не все, то большую часть вариантов.

Предварительная проверка может быть как бесплатной, в том числе и в сторонних компаниях, так и за деньги. В этом случае проверка товарного знака происходит по каталогам, альтернативным источникам и базам зарегистрированных объектов индивидуализации. Это относительно быстро и весьма условно, так как информация в таковых источниках не всегда оперативно пополняется и часто не полная. Например там нет еще не зарегистрированных товарных знаков, но на регистрацию которых уже подана заявка.

Вы можете самостоятельно найти в поисковике несколько тысяч предложений от профильных компаний. У большинства из них на сайте реализован поисковик для самостоятельной проверки.

Описывать дальнейшую процедуру пожалуй не имеет смысла. Так как произвести поиск по официальным базам ФИПС, поданным заявкам на регистрацию, а также альтернативным источникам самостоятельно будет весьма сложно. Вам придется обратиться в профильную компанию. Она произведет проверку предоставленных вами названий и предоставит перечень конкурирующих товарных знаков. Также она обязательно даст вам рекомендации патентных поверенных по доработке названий для увеличения шансов их благополучной регистрации.

И это не реклама услуг подобных организаций. Этим текстом я стараюсь максимально полно ответить на наиболее частые вопросы и описать процесс в целом.

Так вот, если кратко то после проверок идет подготовка и подача заявки на регистрацию названия фирмы в качестве товарного знака в Роспатент. Если с момента подачи вашей заявки на регистрацию будет подано схожее наименование, то приоритет на стороне того, кто первый подал заявление.

Далее идет формальная экспертиза ФИПС. Проверяется полнота и актуальность предоставленной заявителем информации. Затем экспертиза товарного знака уже по существу. ФИПС выявляет охраноспособность фирменного названия. Сравнивает как с уже зарегистрированными товарными знаками, так и со знаками, находящимися в процессе регистрации. Выявляет препятствия к регистрации названия компании в качестве товарного знака. В этом случае вам направят уведомление. Фактически данное уведомление является свидетельством обнаружения основания для отказа в регистрации. И тут все будет зависеть от тех кто будет составлять ответ и их компетентности.

При положительном прохождении экспертизы выноситься решение о возможности регистрации товарного знака. Сведения о товарном знаке вносятся реестр и службой Роспатента выдается свидетельство.

На этом всё!