«Сибириада» Алексея Черкасова, наверное, не так известна, как похожие саги Иванова «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» и сага Маркова о Строговых. Всё потому, что по Иванову и Маркову в советское время сняты шикарные многосерийные фильмы. На долю Черкасова выпала экранизация небольшой, порядка трети, части его первого романа «Хмель». Зато части самой яркой и интересной.
На самом деле эта часть настолько самодостаточна, оригинальна, увлекательна и закончена, что я до сих пор сомневаюсь, не родилась ли она у автора как отдельный роман и лишь позже приросла дополнениями.
1830 год, река Ишим. К становищу большой, в шестьсот человек, общины выходит, гремя кандалами, бежавший с этапа декабрист Лопарев. Эта глухая, кондовая община, люди, ее составляющие, отлично выписанные типажи, говор – самое интересное, что подарил русской литературе Алексей Черкасов.
Всё-то у них не как у людей. Ветхозаветные нравы, постоянные моления, господствующий домострой. Но самое главное – крепость. Крепость веры, крепость филаретова.
Филарет Боровиков – глава общины, старец, ходивший на царя (царицу, конечно) еще с Пугачевым. Он со своими «апостолами» держит общину в крепком кулаке. Шаг в сторону от его крепости – на костер. Да и вообще порой на костер тянут без честной вины, просто для того, чтобы прочий народец не забывался.
В первый день своего пребывания в общине Лопарев слышит истошные вопли горящей со своим младенцем Акулину. Буквально с порога Лопарев понимает, что попал из царской крепости в, пожалуй, еще худшую. В крепость, полностью подчиняющую и дух, и тело.
Дальнейшее противостояние Лопарева и крепости, знакомство его с еще одной вольнолюбкой-староверкой молодой женщиной Ефимией, интриги, копошащиеся под тьмою крепости – всё это приковывает внимание читателя, не отпускает. Этакое чтение и сравнить не с чем.
А всякие сочные «благостная», «благостно глаголешь», «тако же» славно оттеняют язык книги, создают натуральный и мощный антураж, картины быта и нравов, списанных чуть ли не с XVII века.
Однако борьба против крепости филаретовой оборачивается поражением борцов. И дело оказывается не в самом Филарете Боровикове. Его-то свергнуть можно. Но в самом понятии крепости, в ее власти над людьми. Крепость филаретова сменяется крепостью следующего властолюбца, поддерживаемого своей сворой.
А куда уйти? За пределами автономной община всё та же крепость, только николаевская. Уж так положено советскому писателю – плохо писать о царизме. Да хорошего тут и вправду не скажешь. Особенно для мужика.
Лопарев что? Лопарев барин, хоть и осужденный. Его и всех декабристов автор холит и лелеет, защищает от царя, обвиняет сатрапов. Тут, кстати, славно и забавно выходит – Черкасов так увлекается обвинением царизма в расправе над декабристами, что поневоле напрашивается вопрос: а что с ними надо было делать? Простить? Объявить благодарность? Наградить?
И чем дальше в лес, тем круче персонажи. Ближе к концу возникает фигура Мокея Боровикова. Мощный герой выходит из этого обделенного грамотностью, но не силой молчуна. Он и сын Филарета, и муж Ефимии. А тут, покуда отсутствовал Мокей, этакие дела понаворотились в общине, да и в его семье. Барин еще этот беглый. И уж какой тут бунт зачинает Мокея – любо дорого посмотреть и послушать. Вернее, почитать.
Да, не одним Мокеем силен «Хмель». Точнее, его первая часть. Удачных и запоминающихся персонажей тьма тьмущая. Образы, сцены, язык – редкая авторская удача. Редкая по силе производимого впечатления книга.
На этом сегодня и остановлюсь. Вторая часть – фактически отдельный роман. Да и о фильме поговорить хочется.
Первой части «Хмеля» 10 из 10
Скачать роман "Хмель" https://yadi.sk/i/ZfFGKzS8WqIEqw