Вступление:
Представьте ситуацию: Вы с друзьями выходите из самолета, слегка уставшие, и помятые. Но впереди вас ждут незабываемые приключения, и вы в предвкушении. Море, солнце, пляж и новые увлекательные знакомства…
Хочется получить от этой поездки все, что она только может дать. Хочется выжать ее по максимуму и кайфануть на год вперед! И вот вы, легкими шагами иностранца выходите из аэропорта, и уже направляетесь к такси… как вдруг – к вам подходит человек и говорит: Excuse me, I’ve lost my passport, have you seen it anywhere?
И в этот момент, вас охватывает ужас – вы поняли что-то про паспорт, но ничего не смогли ему ответить. А ваш друг, видя ваш конфуз, решил исправить ситуацию, и с легкостью ответил: «I am sorry, but we haven’t seen it. Hopefully, you’ll find it». Вы смотрите на друга с восхищением, а он говорит вам: «Ничего сложного, просто нужно было учить грамматику в школе». И вот вы на крючке. На грамматическом крючке. Но так ли прав ваш друг? Давайте разбираться…
Друзья, я доделала свой курс по построению английских предложений! Все, для кого это актуально, гоу по этой ссылке. ( Жмите, не бойтесь. Откроется в новой вкладке)
ТОП-5 мифов об английской грамматике
Миф #1 – Грамматика нужна, чтобы заговорить на английском
Итак, друзья, первый и, пожалуй, самый распространенный миф, который мне хотелось бы развеять — грамматика нужна, чтобы заговорить! О нет, и нет, и нет, как говорил всеми любимый герой мультфильма Винни Пух. Если мы говорим про устную речь, то грамматика к этой самой речи не имеет прямого отношения. Почему?
Во-первых, потому что, если мы даже посмотрим на мозг человека, то увидим, что отделы, которые отвечают за грамматику и за речь — это различные места в мозгу человека, и это логично. Речь — формируется из памяти, где у нас хранятся речевые шаблоны, в звуковом виде. И наш мозг — очень хитрое устройство надо сказать — быстро находит нужные нам слова и фразы, и отправляет в центр Брока, речевой центр мозга. При этом центр логического мышления находится выше, чем этот речевой центр. То есть, по сути, чтобы что-то сказать, нам не нужно ничего логически у себя в голове выстраивать. Если мы это делаем, значит мы просто не отработали грамматику должным образом и поэтому она еще не на кончике языка.
Если мы говорим про письменную речь, то здесь использование грамматики чуть шире, потому что, когда мы пишем, у нас есть время подумать, и мы можем действительно «составлять» предложения, исходя из логики языка. Но в целом, нам нужно запомнить, что грамматика и речь — это разные области, знания и навыки.
Так зачем же нам грамматика, спросите вы, а вот зачем. Когда мы учим язык, то память является ключевым ресурсом, который мы задействуем. Если запоминаем материал, который проходим (в звуко-речевом виде, конечно же), то в итоге — говорим. Значит, нашей задачей является — быстро запоминать, чтобы все процессы ускорить. Вот этим-то ускорителем и является грамматика. Подумайте, что вы запомните быстрее — то, что вы поняли, или то, что для вас полная бессмыслица? Здесь вы можете представить математику — какой-нибудь логарифм. Если вы понимаете, что это все значит и откуда взялось, то еще можно как-то с горем пополам запомнить, а если нет! О, ужас, что это вообще за иероглифы!?
К тому же, когда нам исполнилось 13, если, конечно, нам уже исполнилось 13, у нас начало сильно развиваться логическое мышление, и мы, глядя почти на все на свете, начали задавать вопрос «почему». Почему мы едем на этот пляж, а не на тот? Почему ты купила эту шубу, а не другую? Почему ты прибил полку так, а не сяк? В общем, вы поняли. И эти «почему» забирают у нас силы и энергию. А как вы, наверное, знаете, энергопотенциал человека ограничен. И внимание тоже.
Поэтому, чтобы быть эффективными в изучении, нам нужно эти «почему» по возможности закрывать, чтобы энергия расходовалась на само запоминание, а не на всякие там ненужные вопросики. Тогда и запоминаться все будет до 10 раз легче! Но, друзья, мои, еще раз повторюсь, к речи грамматика имеет косвенное, вспомогательное отношение.
Миф #2 – Английская грамматика не логична
Вторая претензия к английской грамматике заключается в том, что она не логична, что у нормальных людей времен три, а у англичан 12. Да и вообще, все не по-русски как-то. И вот с этим последним заявлением, я, конечно, соглашусь. Действительно не по-русски, но НЕ нелогично. Английская грамматика — это одна из самых логичных грамматик, которые мне доводилось встречать. Почти все, что там есть, можно разложить по отдельным полочкам, и привести в систему. А ведь грамматика — это и есть, выявление закономерностей и раскладывание по полочкам. Так что, начиная думать о том, какая же она, помните, что она ой-как-логична! Настрой всегда помогает нам, когда мы в чем-то сомневаемся.
Миф #3 – Грамматику английского можно понять, но невозможно использовать в речи
Третье заблуждение прямо противоположно предыдущему. Люди говорят, «ну окей окей, я все понял, но я никогда не смогу использовать это на практике! Это просто невозможно использовать в речи!» Здесь, мне хотелось бы сказать, читай пункт первый! (И я это говорю!) Но хочется еще немного добавить. Смотрите: как я уже сказала, за воспроизведение речи и понимание грамматики отвечают совершенно разные отделы нашего мозга. Речь и грамматика – это два различных момента. Грамматика сопряжена с логикой и мыслительной деятельностью, речь — это фактический, реальный навык делать ртом «бла-бла-бла».
При изучении языка у нас работает принцип спортзала — что качаю, то и получаю. Если я хочу говорить, то для меня мало — просто ПОНЯТЬ «как и когда нужно использовать времена английского глагола». Мне нужно каждое «время» так сильно ЗАЕЗДИТЬ у себя во рту (перевод: произнести вслух), чтобы это вылетало на раз-два. Пулеметом. Как детская считалочка. Таким образом, английская грамматика с нуля переводится в речь, и больше не является нулем! Если вы молчите, как партизан, то вы так и останетесь безмолвным логиком-трагиком, страдающим от бессмысленного знания грамматических материй.
Поэтому, если этот миф перекликается с вашими мыслями об английском языке, то отбросьте его. Грамматику можно и понять, и использовать в речи, просто набор действий для двух этих моментов будет разный.
Миф #4 – В английском предложении я могу ставить слова как угодно, в любой последовательности
Но фишка в том, что английский язык — это не русский язык, представьте себе такую новость! В английской грамматике все стройно и по пунктам – первое/второе/компот! И здесь ничего не поделаешь.
Не хочу пугать вас, но в английском языке на первом месте стоит подлежащее, а на втором сказуемое. Это логические части предложения. И это закон. В русском же языке, мы можем вытворять, что нам хочется. Например, сказать: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. И каждое слово — это предложение. Или вот так сказать: Вечереет. Кто вечереет? Какое-то безликое «оно» вечереет. Вот так в английской грамматике не бывает!
Но, чтобы жизнь медом не казалась, есть в английском языке и напрочь кривущие для русского говоруна предложения, едва ли переводимые дословно. Только об этом в следующих сериях. Пока что ставим галочку — не накидывать слова в одну кучу и как попало, тогда английская грамматика с нуля перетечет в английскую грамматику на миллион.
Миф #5 – Английскую грамматику нужно учить сразу и досконально
Ну и последнее заблуждение, которое так любят русские ученики — это грамматика сама по себе, и желание учить ее сразу же и досконально, как только вы взялись за изучение английского языка. Нас так в школе учили — грамматику надо учить, и точка! Но давайте разберемся.
Неважно, что мы изучаем, запоминание происходит слоями. Сначала мы накладываем легкий слой, понятный, и он закрепляется. Затем, мы можем расширить наши знания. Затем еще немного. Так было с математикой, например. Сначала мы учились на палочках считать, ведь не было же никаких логарифмов и дробей. Мы пришли к этому постепенно. От простого к сложному.
То же самое и с грамматикой, нет никакого смысла изучать сразу досконально все случаи употребления артиклей, или все возможные варианты употребления какого-то конкретного времени. Все, что нам нужно, это легкий налет знаний, который смог бы закрыть (объяснить) тот материал, который мы проходим.
Читаем мы, к примеру, диалог – все, что нам нужно знать — это почему именно вот тут стоит артикль, а вот здесь выбрано такое время. Поверьте, это наш мозг сможет запомнить и понять! Он увидит применение правила прямо перед собой – в диалоге. И когда мы прочтем, скажем, 100 разных диалогов, и вычленим оттуда грамматические знания, то после этого мы уже сможем сложить их в одну кучку, и вывести какие-то закономерности, разложить по полочкам. Но не ранее. Вы, конечно, можете не послушать, и начать-таки читать книгу по грамматике, но ваш мозг очень быстро начнет ругаться, и выключит ресурс. Не по возрасту, батенька, не по возрасту, скажет он вам, и будет прав.
Поэтому, давайте есть этого слона вместе в моем курсе по построению английских предложений. Клацкайте по ссылке скорее! (Откроется в новой вкладке)
Итак, кратко, 5 мифов об английской грамматике:
- Нужна, чтобы заговорить
- Нелогична
- Понятна, но не применима в речи
- Похожа на русскую – что хочу, то и ворочу/ или куда хочу-туда торчу (выбирайте сами)
- Требует тщательного и досконального изучения с первых занятий
Ну и напоследок… Помните, что бы вы не делали — это все равно лучше, чем зависнуть в бездействии! Поэтому, если уж английская грамматика вас безумно увлекает, то занимайтесь ей! Главное, будьте честны с собой.
Кстати, подписывайтесь на мой инстаграм и youtube
Искренне ваша, @natanevata