За творчеством Федора Бондарчука следить интересно. Возможно, ему не хватает гениальности, зато упорства уж точно не занимать. Несмотря на критику, он продолжает снимать более или менее успешное кино в развлекательном жанре. Что касается фантастики - это не первый его опыт, за что от меня лично огромное спасибо.
Все успешные отечественные киноленты выигрывают лишь в том, что имеют в основе некий триггер, цепляющий зрителя. Это либо спортивные драмы, истории прошлых побед, великая отечественная война, либо космические достижения. Своего зрителя находят серьезные драмы (в этом мы традиционно сильнее), и комедии разной степени пошлости. Что касается экшена - здесь все сложно, но шаги навстречу мировому прогрессу уже ощутимы.
Итак, "Вторжение" - продолжение не скажу что успешного, но далеко не провального российского блокбастера "Притяжение", вышедшего на экраны в 2017 году. Почему стыд? И почему гордость? Обо всем по-порядку, ну, и спойлеры тоже будут.
Почему стыд.
1. Сценарий.
За что я люблю киновселенную Марвел - так это за то, что все фильмы можно смотреть отдельно друг от друга, и все будет понятно. Сюжет замкнут, герои на своих местах, и отсутствие некоторых деталей не мешает насладиться сюжетной линией отдельно взятой картины. Что касается "Вторжения" - кто не смотрел первую часть, вторую не стоит и пытаться.
На основе чего строится сценарий фантастического фильма-катастрофы? Есть объект, или явление, из-за которого в противоборство вступают некие силы - две, три, или на сколько фантазии хватит. Обычно две - наши и чужие. Они максимально уравниваются (иначе все закончится быстро), и обладают неким набором инструментов воздействия друг на друга. Задача сценаристов - увязать эти компоненты в логичный сюжет, уделив достаточно времени мотивирующим факторам, и главным героям.
Компоненты во "Вторжении" есть, а вот с мотивацией беда. Чем не угодила инопланетянам главная героиня - я так и не поняла. Зачем ее навязчиво пытаются убить? Зачем выбирают какие-то супер-сложные способы? Очень много лишних персонажей, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Убери их, и ничего не изменится. В общем, к сценарию вопросов больше всего.
2. Главная героиня
Ирина Старшенбаум - красивая девушка, и вполне достойная актриса. Во всяком случае, не хуже других отечественных звезд. Но Юлия Лебедева - ее персонаж - настолько скучна и неинтересна, что вся шумиха вокруг вызывает лишь недоумение. Юлия в фильме не делает ровным счетом ничего для того, чтобы раскрыть себя. Я понимаю отца, который готов разрушить город, чтобы спасти дочь. Но не понимаю толпы влюбленных поклонников, защищающих девушку до последнего вздоха. Я не вижу глубины характера героини, за которую ее можно полюбить. Актрисе даже играть не нужно - настолько статичен персонаж в течение всего хронометража. Единственный эмоциональный момент - когда героиня кричит "убейте меня!". Выглядит достоверно.
3. Визуал
Здесь есть плюсы, и минусы. Сначала о минусах. Неоднократно замечала любовь Бондарчука к рапидной съемке, что стало своеобразной визитной карточкой режиссера. Слоумошн в кино - отличный прием, когда нужно показать в замедлении красивый трюк, или элемент боя, да и вообще захватывающую картинку.
Но любоваться достаточно долго тем, как не красиво бежит красивая Саршенбаум - зачем?
Так же и с другими операторскими приемами. Когда камера качается не к месту - это перестает быть своеобразной фишкой, и кажется, что просто отказал стабилизатор. В общем, с картинкой не все гладко. То ли денег не хватило, то ли времени, то ли таланта.
Отдельная история - грим. Я не видела героиню накрашенной, но зато у нее весь фильм круги панды от туши. Когда она успевает красить глаза не понятно.
Пишут, героя Александра Петрова гримировали по четыре часа. У меня есть гримерский опыт, но я кроме парика - ничего не увидела. Что они там все это время делали - не известно.
Почему гордость
Теперь о приятном. Кино действительно оставляет хоть и противоречивые, но в основном хорошие впечатления.
1. Актеры
Мы все подустали от Петрова, но надо отдать должное - во "Вторжении" он очень хорош! Его герой сложен, но понятен. Его словам веришь. Его движения и речь выглядят достоверно. Он действительно проживает своего персонажа.
Риналь Мухаметов уже давно зарекомендовал себя, как большой и очень интересный актер. За его трансформацией наблюдать очень занятно, да и персонаж получился забавный, но при этом сильный и привлекательный. В общем, ждем "Кому", посмотрим, что дальше.
Не буду говорить о старой гвардии, просто отмечу, что возрастные актеры как всегда на высоте!
2. Визуальные эффекты.
Ну здесь прям голливуд!!! Очень красочно, масштабно, феерично, и очень красиво! Картинка завораживает с самых первых кадров, и не отпускает до самого конца фильма. Да, в некоторых моментах хочется сморщить нос, но в целом - очень даже смотрибельно! Нельзя не отметить дотошность в деталях, с которой прорисованы космические корабли и технологии будущего. Немного неестественным смотрится, разве что, персонаж Мухаметова внутри капсулы, но сильно глаз не режет. Музыка органично дополняет картинку, усиливая эффект.
3. Философия.
Вот в чем Бондарчук молодец - так это в том, что не делает ставку только лишь на общечеловеческие моральные качества. Да, в фильме есть и любовь, и дружба, и милосердие - весь набор универсальных инструментов воздействия на зрителя. Но кроме этого, режиссер из фильма в фильм добавляет в сюжет некий социальный подтекст, который не всегда однозначно трактуется, но заставляет зрителя думать в заданном направлении.
Не устану благодарить Федора Сергеевича за "Обитаемый остров". Если в момент его выхода фильм смотрелся достаточно беззубо в политическом смысле, то сейчас, по прошествии времени, картина выглядит очень смелой и чрезвычайно актуальной. Можно спорить о ее художественной составляющей, но за возвращение интереса к великолепному произведению братьев Стругацких - отдельное спасибо!
Во "Вторжении" так же поднимается чрезвычайно актуальная тема - зависимость людей от информационных технологий, и безоговорочная вера средствам массовой информации. До "черного зеркала", конечно, далеко, но тем не менее, заставляет задуматься.
В общем, мой вердикт - фильм вполне достоин просмотра. Как однозначный шедевр его, конечно, нельзя рассматривать. Но как еще один шаг к кино мирового уровня - одобряю.
Спасибо, что читаете!