«Психологический подход к семье понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.Пространственная и временная ограниченность.Закрытость, межличностная интимность.Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.
Представители культурфилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Следует подчеркнуть, что семья выполняет не только задачу воспроизводства, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве». Ссылка
Из книги «Гармония в семье и браке». Семья глазами православного психолога — Е.А Морозовой.
«Для того чтобы говорить о природе семьи и брака, посмотрим, как определяют значение этих понятий различные источники. Перед этим хотелось бы привести обзор метафорических представлений о семье, предложенных школьниками старших классов. По их мнению, семья — это:
— город, который нам предстоит построить и сохранить;
— психологически замкнутый круг;
— веник, который трудно сломать;
— четыре ножки стола, объединенных общей столешницей;
— гавань, где тебя ждут;
— моя тень в солнечный день;
— красивый букет;
— ванна, наполненная теплой водой и обильной мягкой пеной;
— гнездо ласточки;
— грибница опят;
— те люди, с которыми хорошо в жизни;
— молекула;
— оркестр, играющий одну музыку;
— раковина;
— зонтик, который защищает от дождя;
— моя крепость;
— маленькая вселенная.
Можно заметить, что практически все определения содержат общие признаки. Во-первых, это целостность; во-вторых — защита. Эти характеристики можно отметить и в традиционных определениях семьи и брака. Вот наиболее распространенные из них.
В современной психологии семейных отношений общепринятым является определение Н.Я. Соловьева. По мнению автора, Семья — это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Понятно, что это определение не охватывает всей полноты семейных отношений, в нем не хватает нескольких важных звеньев. В Российской педагогической энциклопедии говорится: «Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». Таким образом, подчеркивается не только общность быта и кровного родства, но и взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе.
В православной традиции Семья — это «малая церковь». Почему именно церковь? Вспомним, что понятие «церковь» изначально означает собрание, объединение, единство людей в Боге. Поэтому и христианскую семью можно понимать как единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленное живой верой в Бога.
Мы знаем, что Церковь никогда не была гарантом благополучия, безмятежного спокойствия. С момента своего основания она подвергалась непрерывным гонениям, переживала беды, падения, но неизменно выживала, укреплялась за счет единения и живой веры ее членов. Так и семья: ей приходиться переживать и бури, и трудности, а иногда и лишения. Но эти невзгоды в любящей семье лишь еще больше укрепляют ее членов и позволяют им духовно возрасти.
В основе семьи лежит брачный союз. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь, но в сути этих понятий есть и немало специфического. Социальный психолог А.Г. Харчев определяет брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Данное определение, конечно, не раскрывает всей полноты и глубины брака, который есть, прежде всего, таинство, тайна. В христианской традиции брак «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».
Таинство брака состоит в свободном соединении двух личностей, но личностей разного пола. Само слово «пол», как отмечает игумен Георгий (Шестун), означает «половина». Бытие полноценное, которое каждый человек ищет, обретается через благодатный союз мужчины и женщины, когда два будут «одна плоть».
Брак, по словам апостола Павла, «тайна сия великая есть». И семья — это естественное раскрытие тайны пола в нас. Все богатство, вся полнота личности раскрывается в браке, когда супруги начинают видеть окружающий мир через призму личности другого, тем самым расширяя свое восприятие и делая его более объемным.
С проблемой брака тесно связана проблема двуединства человеческой природы, которую подробно раскрывает И. А. Подоровская. В чем заключается смысл двуединства человеческой природы? Обратимся к Священному Писанию, которое повествует нам о том, что сотворением собственно человеческой природы, творение человека не заканчивается. В Бытии (1,26) говорится: «И сотворил Бог человека (в единственном числе), мужчину и женщину сотворил их (число множественное)». Согласно первой книги Бытия, изначально человек представлял собой две человеческие ипостаси (мужскую и женскую), существующие в единстве природы.
Все творение Божие «весьма хорошо». Это вечное определение тварного бытия, данное ему Богом. Но после того как Бог, завершая творение мира, создает высшее существо, венец творения — человека, Он как бы высказывает неудовлетворение тем, что Сам создал, и говорит: «Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2, 18). «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2, 22). Таким образом, Бог берет часть человеческих качеств (свойств) от Адама и творит Еву, т. е. берет от Адама Еву.
Единое человеческое существо, полнота становится разделенной на две половины, на две взаимодополняющие части. Образуется два пола: мужской и женский. И эти две половины стремятся отныне соединиться вместе онтологически, бытийно. Из этого можно сделать следующий вывод о том, что разделил Бог, то только Он и может соединить снова. И это происходит в таинстве венчания. По словам игумена Георгия (Шестуна), в таинстве венчания два отдельных человека умирают, но рождается новое «существо» — Семья, «МЫ»».
Удивительно, не правда ли? Какая интересная точка зрения. Продолжим изучать размышления Елены Анатольевны:
Семья как целое
«Глава 1. Психологический взгляд на семью
Семья — это не просто сумма членов семьи: мамы, папы, детей, бабушек и дедушек, — это общность, обладающая особыми свойствами. Семья — это целостная система.
Семья как система
Далее мы постараемся ответить на вопрос: а что помогает семье стать целостной и единой? В этой связи рассмотрим две точки зрения: психологическую и духовную.
В рамках психологической парадигмы семья как целое стала изучаться примерно с середины двадцатого столетия, когда возникло так называемое системное семейное направление в терапии семьи. Оно стало изучать проблемы членов семьи в контексте нарушенных внутрисемейных отношений. Было выявлено, что любой симптом в семье (алкоголизм, невроз, психосоматическое заболевание и т. д.) возникает у кого-то из ее членов не изолированно, а в результате сбоя в системе общесемейных отношений.
Ранее любые нарушения у человека рассматривались изолированно от семейного окружения. Страдающий член семьи подпадал под диагностику в рамках медицинской модели, с постановкой диагноза и лечением. Это лечение можно сравнить с оранжереей, когда слабые растения помещаются внутрь и защищаются от суровой погоды в надежде, что позже можно будет их пересадить наружу. Однако «пересадка» пациента — это сложное вмешательство в его психосоциальную систему. Это связано с тем, что даже улучшив свое состояние, после возвращения в семью человек вновь сталкивается с теми же сложностями и проблемами, которые породили заболевание, что ведет к появлению новых симптомов.
Накопление подобных данных привело исследователей к необходимости изучать всю семью и разрабатывать эффективные методы помощи всей семье в целом. Так стало формироваться семейное направление в терапии семьи. Его активно развивали Н. Аккерман, Н. Пезейшкиан, В. Сатир и другие. Отечественные ученые, такие как Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.Я. Варга также внесли большой вклад в развитие этого направления.
Системное семейное направление базируется на теории систем, предложенной Людвигом фон Берталанфи.
Теория систем определяет следующие основные свойства семьи как системы:
- целое больше суммы составных частей. Семья — это не просто совокупность живущих в ней индивидов, а целостное образование, обладающее другими, отличными от индивидуальных свойствами. (Например, лес не может пониматься как совокупность деревьев, это другая общность);
- иерархичность. Каждая система, в том числе и семья, обладает свойствами иерархии: то есть в ней присутствуют члены семьи разной значимости и разного статуса;
- взаимосвязь частей системы (членов семьи). В частности, изменение одной части системы отражается на системе в целом. Например, изменение эмоциональных отношений между супругами влияет на личностное развитие ребенка;
- что-либо, затрагивающее всю систему в целом, влияет на каждую единицу внутри системы. Например, смена места жительства семьи однозначно отразится на каждом ее члене.
В чем польза системного подхода при работе с семьей? Несмотря на то, что он несколько схематичен и выхолащивает духовное и душевное содержание семьи, однако он позволяет рассматривать семью как целое в контексте внутрисемейных взаимоотношений (а не просто как совокупность отдельных единиц). Это помогает связать нарушение у одного из членов семьи с дисфункцией всей семьи. При этом любой симптом у заболевшего является метафорой нарушенных внутрисемейных отношений. Другими словами, заболевание является буквально криком о помощи, сигнализирующим о неблагополучии всей семьи в целом»
Дополнительно тема «Брак и семья» Еленой Анатольевной раскрывается в передаче Возвращение образа. Беседа с православным психологом Еленой Морозовой (ТК Союз 2010-03-07)
Не могу обойти вниманием мнение, мною горячо любимого протоиерея Дмитрия (Смирнова):
«Бог создал человека по Своему образу и подобию как личность и как семью.
Человек – это тварная троица. Мужчина, женщина, и дитя – это три ипостаси единого человеческого существа. И только обретая семью, живя, развиваясь в ней, человек становится человеком. Потому что будучи просто индивидуумом, человек не может быть на земле счастлив. А Богу угодно, чтобы человек был счастлив, Богу угодно, чтобы человек вернулся в рай. Семья – это и есть человек. Ведь не государство, не народ, а человечество состоит из семей. И если какие-то из представителей человечества не имеют семьи, они вне семьи, живут в каких-то других формах бытия – это глубоко несчастные люди, о чем и свидетельствует обычно их агрессивность, нежелание слушать какие-то иные мнения, ругань вместо аргументов.
Вот это главное, к чему нужно вернуться человечеству и чему нужно учить детей.
Семья должна быть поставлена в народе на первое место! Что такое гражданство? Гражданство – это
- я: во-первых, семьянин;
- во-вторых, я – отец;
- в-третьих, я – участник всего остального общества в том секторе, в котором я тружусь». Ссылка
«Человека создал Бог и создал, как семью». Ссылка
Так же рекомендую посмотреть Беседу о семье прот. Дмитрия (Смирнова) в зале Собраний Покровского храма г. Саратов, 10.12.2016 г.
Ознакомиться со статьями на сайте pravoslavie.ru:
«СЕМЬЯ – ЭТО МЕСТО, ГДЕ ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ»
Шишова Т. Л. «Чтоб ребенок не был трудным» (Школа православной семьи)
На этом думаю остановиться. Исходя из вышесказанного мне напрашивается вот такой вывод. С точки зрения психологии и православной церкви Семья – это система или по другому - общность (группа людей), обладающая особыми (обособленными) свойствами (индивидуальной сущностью - субъектностью), где члены семьи (для социума), в первую очередь семья, а затем отдельные личности, живут вместе и ведут общее хозяйство.
Продолжение следует.