В советское время, когда еще не существовало газовых горелок, бензиновые и керосиновые примусы были очень распространены. Они и сейчас имеют некоторые преимущества перед газом, например, бензиновый примус горит при любой температуре, в то время, как газовые горелки теряют мощность на морозе. Температура горения бензина почти в полтора раза выше, чем у газа, поэтому нагрев на бензиновой горелке происходит значительно быстрее - бензиновый примус позволяет прокормить большее количество людей.
Примус может работать на любом жидком легкокипящем топливе. Только нужно иметь запас форсунок пол разные топлива.Там и скпидар, и бензол, и ксилол, и ацетон, и т.д. Под спирт нужно отверстие процентов на 20 большего диаметра. А под керосин на столько же меньшего, нежели под бензин. Солярка к примусу не подходит, слишком при высокой температуре кипит. Залил бенза, закрутил пробку-клапан, открыл подачу и поджигай. Он сам разогреется и создаст давление, от которого топливо будет уже не вытекать из баллона, а подаваться под давлением. Система сродни паяльной лампе, только качать ни чего не надо. Поскольку горючее для примуса приходится нести с собой, проблема его экономии стоит очень остро. Во-первых, надо сократить потери при хранении (см. дальше), а при заправке примуса надо лить горючее через воронку. Много горючего расплескивается при заливке из больших (свыше 2 литров) канистр. Снизить потери поможет резиновая груша или трубочка-сифон. Нельзя держать канистры вблизи от работающего примуса или входа помещение. Ведь если канистра будет подтравливать и возле нее вспыхнет примус или кто-то закурит, возможен взрыв. Именно так наши зарубежные гости сожгли гордость советского альпинизма гостиницу Приют Одиннадцати.