Несколько поправленная копия поста из моего живого журнала от начала 2015 года. Не сомневаюсь, что и любителям, и зантокам будет интересно почитать.
«По мнению военных экспертов, по своей профессиональной подготовке, количеству летных часов (в том числе в горных условиях и на низких высотах), а также морально-психологическому настрою летчики турецких ВВС являются одними из самых подготовленных в ВВС блока НАТО. В регионе Среднего и Ближнего Востока ВВС Турции качественно и количественно уступают лишь ВВС Израиля».
http://topwar.ru/41179-vooruzhennye-...le-rossii.html
Совсем с рядом с набережной, аквариумом и аэропортом (и даже, собственно говоря, на его территории), расположился и музей Турецких военно-воздушных сил. Аэропорт Ататюрк ведь вообще-то аэропорт двойного базирования и на его бескрайних просторах есть и небольшой участок ВВС (а на стоянках внимательный взгляд заметит среди гражданских лайнеров и военные «Геркулесы» С-130).
Так вот, музей ВВС легко опознаваем по открытой экспозиции с военными самолетами. Увидите бесчисленные хвосты защитного цвета — срочно жмите на автобусе кнопку остановки, вы приехали.
При входе — устремленный ввысь F-104 Starfighter (здесь двухместный учебный вариант TF-104G), очень известный тип самолета, о котором будет рассказано далее.
Учреждение хоть и музей, но сторожат его военные с автоматами (они же и билеты продают), а вот сотрудники - штатские.
Главный вход.
ВВС Турции, созданные в 1911 году, не пережили Первой Мировой Войны и были воссозданы уже в двадцатых. Период между двумя мировыми войнами протекал достаточно спокойно для страны (а военно-воздушные силы ориентировалась на самолеты германского производства).
После Второй Мировой Войны (и вступления Турецкой республики в НАТО), основным противником стал СССР (силы Закавказского и, частью, Одесского военных округов). Техника, соответственно, поставлялась основным патроном Свероатлантического альянса — США (в некоторых случаях — европейскими странами).
Но конфликта с СССР не случилось. Самая яркая страница новейшей истории - это турецкое вторжение на Северный Кипр (1974 г.). ВВС принимало в нем живейшее и непосредственное участие. Ну и все операции в рамках НАТОвских умиротворений девяностых-двухтысячных.
Помимо операций вне страны ВВС (до сих пор!) поддерживает операции против курдов внутри самой Турции. Об этом известно немного, но в этом участвовали (и участвуют?) даже истребители.
Итак, у музейного здания стоят Dornier Do 28D-2 Skyservant.
Самолет производит впечатление довоенного, меж тем этот тип совершил первый полет в 1966 г. Штабной самолет с укороченным взлетом.
Борт ВВС «номер 0», можно даже покачаться.
C-47A Skytrain, хорошо известный в нашей стране как Ли-2 (нашей версии этой удачной американской конструкции).
Пропеллер и розы.
Зайдем в помещение. Холл с обязательным для Турции изображением (скульптурой, цитатой) Кемаля Ататюрка.
Макет турецкого самолета радиоэлектронной разведки. Вот не знаю - реальное ли это изделие или мечты? Вроде бы первый самолет такого типа на базе Боинга-737 должен был быть поставлен в январе 2014 г.
Стенд, посвященный той самой женщине-летчику тридцатых-пятидесятых (и приемной дочке Ататюрка!) Сабихе Гекчен.
Османский период я опускаю, там много интересных внутритурецких подробностей, но в них надо вникать.
Макет B24 Liberator - знаменитый американский тяжелый бомбардировщик «Либерейтор» в цветах турецких ВВС.
А вот и вероятные противники. Приятно видеть, нас уважают.
Бюсты главкомов ВВС.
«И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!»
Залы.
Некоторые (видимо особо ценные и старые машины) храняться под крышей.
Какой-то учебный самолет, похожий на советский Р-5.
Что-то знакомое, не могу вспомнить что. Какой-то УТИ?
СW-22R Falcon (первый полет - 1940 г.), времена Второй Мировой Войны.
Не знаю что, забыл надпись снять у данного аппарата.
Тренажер для летчиков Фантома F4.
Его же двигатель, если кому интересно.
Слева-направо - Maverick, Sidewinder, Sparrow. Как много в этих словах заключено.
Знаки различия и вымпелы(?) подразделений.
24. Награды.
Какие-то скрижали, куда заносят наиболее отличившихся(?). Турки-посетители (папа и сын) при нас на их фоне фотографировались зачем-то. Последняя фамилия внесена в 2013 г.
Форма. Белая фрачная парадка, это нечто, да.
Ну а это всевозможные варианты обмундирования.
Вплоть до нынешнего.
Продолжение следует...