В восточной философии можно найти интересные рассуждения с парадоксальными выводами (парадоксальными для нас, западных людей).
Мы чувствуем то, что от нас отличается.
Когда температура воды равна температуре тела, мы не ощущаем воду. Мы ощущаем воду, когда она горячее или холоднее, чем наше тело. Мы ощущаем разницу температур.
Если бы мы состояли из воды, то войдя в воду, не почувствовали бы её. Если бы мы состояли из воздуха, то войдя в воздушную среду, мы бы её не почувствовали.
Отсюда восточные философы делают вывод, что вакуум - это то, из чего мы состоим, поэтому мы его не чувствуем.
Когда восточный человек говорит, что внутри нас пустота, это не обязательно значит, что мы - пустые люди, это может значить, что пустота/вакуум состоят из того же материала, что и мы, и находятся в том же состоянии, что и мы.
Когда я вхожу в православный храм в тревожном издерганном состоянии, я чувствую неземной покой и успокаиваюсь. Когда же я спокойна, моё состояние покоя ничем не отличается от покоя, разлитого в храме, я ничего не чувствую. Мы чувствуем разницу не только физических состояний, но и эмоциональных.
Меня удивляло, почему от некоторых людей исходят очень сильные эмоциональные поля, от некоторых - слабые, а от некоторых - никакие. Есть люди, которых эмпаты не могут прочувствовать. (Эмпаты - это люди, которые чувствуют внутреннее состояние других людей.) Если вспомнить рассуждения восточных философов, то получается, что эмпат в принципе не может почувствовать человека, чьё состояние не отличается от состояния эмпата. То есть, люди, которых мы не чувствуем, находятся в том же состоянии, что и мы, возможно, что они - наши единомышленники.
Я опять же призываю изучать восточную философию и антропологию. Антропология - основа всех гуманитарных наук, на её основе строится и психология, и социология.
Автор: Евгения Вазенмиллер