История замурованных танкистов
Хочу поделится с вами историей героизма солдат смешанного с безрассудством которая меня впечатлила.
Не совсем в тему канала, ведь речь пойдёт о британских танкистах времён первой мировой войны.
Наступление
В те дни, а это был август 1917 года, армии германии и союзников стояли против друг друга вблизи Бельгийской деревушки Пашендейль.
Готовилось танковое наступление британцев.
Несколько дней назад на вооружение союзной армии под руководством англичан прибыли новейшие танки Mark IV. Одним своим видом они внушали страх. Казалось они запросто сметут немецкие позиции и с лёгкостью дойдут до самого моря.
Экипаж капитана Ричардсона отдыхал перед завтрашней атакой, первой для них.
Как отмечал капитан:
"Наш танк был самой защищённой консервной банкой на свете"
Наступление началось на рассвете.
Всю ночь шёл дождь и передвижение происходило медленно.
Стало понятно, что реальность сильно отличается от оптимистических планов командования.
На пути танкистов стояли фермы превращённые противником в мощные укрепления.
Танк Дональда Ричардсона вёл огонь из всех орудий (а их у него было не мало - 2 пушки калибра 57 мм и 4 пулемёта "Льюис").
Первая цель была сметена и танк развернулся по направлению к следующей ферме, в азарте боя капитан не заметил, что другие танки остались далеко позади, буксуя в болоте.
Внезапно в смотровую щель попала шрапнель Дональд отшатнулся и задел рычаг управления. Машина рванула вперёд, но попав в воронку от снаряда завалилась на бок.
Замурованные
Командир успокоил экипаж сказав, что надо лишь вылезти через верхний люк, открепить буксовочную балку, вставить её под гусеницу и танк вернётся в исходное положение.
Выполнить это вызвался рядовой Брейди.
Он уже отсоединил балку когда его сразила пуля немецкого снайпера.
Но ужаснее всего было то, что балка выпав из его рук заблокировала люк тем самым преградив выход из танка.
Смерть рядового стала для экипажа отрезвляющей пощёчиной.
Капитан быстро оценил обстановку:
Они оказались в отрыве от остальных сил (танки застряли в болотах вместе с пехотой). Машина находилась в воронке от снаряда, экипаж мог вести огонь из боковой пушки, которая теперь оказалась вверху.
Рядом с этой пушкой находился единственный выход наружу.
Но выйти через него означало оказаться на возвышенности простреливаемой со всех сторон посреди поля боя.
К счастью экипажа 12-ти мм броневые листы защищали танк от любых снарядов того времени.
Так началась самая долгая осада танка в истории войн.
День первый
Всё утро, пока британская пехота при поддержке танков, безуспешно пыталась штурмовать вражеские позиции, экипаж Ричардсона вёл огонь. Им удалось подавить все вражеские укрепления.
Но после полудня появилась новая проблема, погода стояла жаркая и стальная машина и без того разогретая пулемётами практически раскалилась под палящим солнцем. Запасы воды быстро заканчивались.
К тому же двое членов экипажа были ранены шрапнелью залетевший в смотровые щели.
Капитан решил предпринять попытку вернуть танк в исходное положение.
Машина завелась, зарычала и вдруг резко дёрнулась ещё сильнее завалившись на правый бок. От удара об землю казённая часть пушки пробила грудь пулемётчику.
Танкисты остались вшестером с одним трупом внутри и одним снаружи.
Начинались сумерки, как вдруг в танк ударил снаряд прилетевший явно не от вражеских позиций.
Танкисты недоумевали, но капитан объяснил, что он ожидал такого поворота событий.
"Мы перестали вести огонь и наши думают, что мы мертвы. А танк новейший его надо уничтожить, чтоб не достался врагу"
С этим надо было что-то делать.
Сержант Миссен предложил под покровом темноты выбраться из танка и ползком добраться до своих позиций, чтобы прекратить обстрел хотя бы своей артиллерии.
Ричардсон дал добро. Так сержант Миссен стал первым спасшимся из экипажа.
К следующему дню стрельба союзных войск по танку прекратилась.
День второй
Танкисты отстреливались всю ночь и на утро уже клевали носом.
Внезапно люк распахнулся и в его просвете показался немец с гранатой в руке.
Капитан успел быстро выхватить револьвер и выстрелить. Люк захлопнулся а снаружи раздался взрыв.
Все мгновенно взбодрились.
Оказалось, что танк находится на такой выгодной позиции, что был способен сдерживать целый фланг немцев.
Капитан Ричардсон понимал, что от их действий зависит успех всего наступления. Сдаваться танкисты не собирались.
Снова начинался жаркий день. Питьевая вода закончилась и пришлось опустошать радиатор системы охлаждения с технической водой.
Запах живых и одного мёртвого тоже не придавал бодрости.
Капитан предложил придерживать люк открытым по очереди, для хоть какой-то вентиляции.
Надо понимать что люком был армированный стальной лист весом около 100 кг. Это была отнюдь не простая задача. Шрапнель то и дело залетала в щель.
К вечеру было ранено уже пять человек. Но немцам не удавалось справиться с консервной банкой застрявшей "как кость в горле" на поле боя.
Днём было отражено 2 атаки, а ночью ещё одна.
Экипаж выполнял поистине непосильную задачу.
День третий
Запасы галетов и воды в системе охлаждения подходили к концу.
Казалось, что бойцы должны были умереть уже давно.
Но вдруг... Немцы сдались первыми.
Утром прямых атак уже не было, только редкие выстрелы.
Передовая сместилась в сторону.
Стало понятно, что нужно предпринять попытку выбраться из западни, но всем было ясно, что можно это сделать только ночью.
По очереди теряя сознание от ран, погружаясь в сон и просыпаясь от боли британцы дожидались ночи.
При наступление темноты измождённые и обессиленные они пригибаясь выбрались из танка и направились к позициям своих войск.
Кроме того, как было указано в предписаниях они забрали из танка 2 пулемёта "Льюис" и тащили их на себе.
Только когда капитан сдал Льюисы под расписку он с чувством выполненного долга потерял сознание.
После того как бойцы оправились от ран они получили высшие награды британии. Став самыми орденоносными танкистами Первой Мировой.
Другие статьи о героях читайте здесь!
Благодарю, что дочитали до конца!
Ваши лайки и комментарии способствуют развитию канала.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить интересные статьи.