Найти тему
casper casperr

ПОЧЕМУ ДОНСКИЕ И ЗАПОРОЖСКИЕ КАЗАКИ НЕ ОБЪЕДИНИЛИСЬ?

ПОЧЕМУ ДОНСКИЕ И ЗАПОРОЖСКИЕ КАЗАКИ НЕ ОБЪЕДИНИЛИСЬ?

У двух самых древних и самых сильных казачьих войск с давнего времени был один и тот же образ жизни и совпадало стремление сохранить независимость от могучих соседей – Речи Посполитой и Русского царства. Почему же они не объединились, ведь в то нелегкое время национальные различия были не так важны, как общая религия?
У двух самых древних и самых сильных казачьих войск с давнего времени был один и тот же образ жизни и совпадало стремление сохранить независимость от могучих соседей – Речи Посполитой и Русского царства. Почему же они не объединились, ведь в то нелегкое время национальные различия были не так важны, как общая религия?

Наиболее важной и самой очевидной причиной этого является расстояние. Интернет услужливо подсказывает, что путь от Новочеркасска до Запорожья по дороге составляет ровно 450 километров (по прямой – 377). Тренированный всадник пройдет его за 6-7 дней, а настоящий мастер-кавалерист (которых среди казаков было много) еще быстрее. Но войско будет тащиться куда медленнее. Скорость движения армии – это скорость ее обоза.

Этот маршрут сравним с расстоянием между столицами европейских государств, вообще-то. Конечно, даже в таком случае возможны торговля и взаимопомощь. Но лучше, все же, надеяться только на себя. Что в реальности и произошло.

Второй причиной являлось то, что эти две христианские военизированные организации ориентировались на разные государства. Запорожская Сечь – на Речь Посполитую, Войско Донское – на Россию. Пусть казаки не желали во всем подчиняться их правителям, но они охотно поступали на временную службу просто потому, что это было выгодно. Кроме того, только у Варшавы и Москвы можно было купить оружие и снаряжение в необходимых количествах. И запрет на такую торговлю был очень болезненным. Цари и короли всегда имели возможность влиять на станичников и опосредованно определять их политику.

Третья причина – это собственные устремления казаков. Более многочисленное в 16-17-х веках запорожское войско никогда не состояло на государственной службе в полном составе. Соответственно, оно всегда хотело получить легальный статус и жалование. Казаки жаждали получить больше – денег, крестьян, власти, т.е., то же самое, что имелось у шляхты. Король и дворянство, которые в Речи Посполитой были другой веры и национальности, этого отчаянно не желали. Вся поздняя история этой страны прошла в противостоянии запорожцев и правительства.

С Тихим Доном случилась совсем другая история. Цари практически изначально отправляли туда деньги, оружие и снаряжение, которое делилось между всеми казаками. Никакого желания уйти на московские земли и стать обычными служилыми людьми у них не было. Русское дворянство жило не так вольготно, как польское. Политических прав и больших денег оно не имело. Да и крестьян сильно притеснять не давали. Вот казачки и не желали менять вольную жизнь на государственное холопство.

Если кратко, эти три причины и были самыми главными, почему Сечь и Дон не стали одним целым. Но в оправдание нашим героическим предкам можно сказать, что фактически они как раз объединились. Ну, насколько это было возможно.
Если кратко, эти три причины и были самыми главными, почему Сечь и Дон не стали одним целым. Но в оправдание нашим героическим предкам можно сказать, что фактически они как раз объединились. Ну, насколько это было возможно.

В Запорожье всегда существовал отдельный полк – Динской (т.е. Донской) курень, где служили соратники с Дону. Да и сами сечевики как могли помогали своим братьям. На любое их военное мероприятие выделялась подмога. Например, в отряде атамана Ермака, покорившем Сибирь, были казаки с Малой Руси. В штурме и осаде турецкого Азова донцам помогали запорожцы.

Два войска всегда координировали свои наступательные действия против общих врагов. Даже несмотря на то, что между ними была неделя пути.

«Мы, славяне»