Советский журнал «Огонек» начал выходить в середине 1923 года. Его создателем и главным редактором был Михаил Ефимович Кольцов. Страна знала Кольцова как блестящего газетчика-фельетониста, он регулярно печатался в «Правде», писал на все темы – от геологоразведки и преимущества кремации умерших перед обычными захоронениями до борьбы с бюрократией и международной политики. Причем писал так, что его фельетоны разбирались на цитаты, заучивались чуть не наизусть, - словом, Михаил Кольцов был человеком очень и очень знаменитым. О его личной судьбе и о том, какое место он занимал не только в истории журналистики, но и в истории СССР, мы еще поговорим, - по ходу дела, по мере чтения «Огонька».
Надо сказать, что журнал с названием «Огонек» существовал задолго до Кольцова и до 1917 года. Был он сначала еженедельным приложением к газете «Биржевые ведомости», а потом стал выходить как самостоятельное издание. В дореволюционном «Огоньке» половину печатной площади занимали иллюстрации, обязательно публиковался рассказ «про жизнь» (или роман «с продолжением»), и масса всяческих реклам и объявлений. «Родителем» журнала был владелец «Биржевых ведомостей» Станислав Максимилианович Проппер, человек с феноменальным издательским чутьем и сомнительной репутацией. Витте в своих мемуарах отзывался о Проппере презрительно: дескать, вечно шлялся по моим передним, когда я был министром финансов, выпрашивал казенные объявления, различные льготы и, наконец, выпросил у меня коммерции советника.
Свою издательскую деятельность в России австрийский подданный Проппер начал не только без денег, но и не зная русского языка. В 1880-м году он купил убыточное издание «Биржевые ведомости» по цене пары брюк, а в 1905 году очень выгодно продал уже очень успешную газету с 8-тысячным тиражом. К 1916 году Станислав Максимилианович - статский советник и кавалер ордена Станислава 2-й степени. Так что хозяин первого «Огонька» и как бы «предшественник» Кольцова – тоже человек неординарный, и тоже авантюрист еще тот.
Хотя рождение журнала нынче отсчитывают «от Проппера», «Огонек», задуманный Михаилом Кольцовым в 1923 году, отнюдь не был реинкарнацией пропперовского «Огонька». Сам Кольцов, настаивая на названии, уверял, что это совершенно новый «общественно-политический литературно-художественный» журнал, для которого позаимствовали старое хорошее слово.
Успех любого журнала (как любого СМИ) целиком зависит от того, насколько точно его издатель-создатель «просчитает» своего читателя. В начале 1920-х в новорожденной Советской стране, где предполагалось создать новую общность – «советский народ» - остро не хватало многотиражного «журнала для народа», журнала для воспитания громадной полуграмотной рабочей массы, журнала для тех, кого как основного своего читателя ни один издатель в мире до сих пор не рассматривал. Как делать такой журнал, никто не знал, прецедента не было. И Михаил Кольцов начинает небывалый эксперимент. Впрочем, он ничем не рискует: в случае неудачи издание бы просто тихо «схлопнулось», во времена НЭПа издательства и издания появлялись и исчезали с такой же частотой и стремительностью, как в смутные-мутные 1990-е. Но Михаил Кольцов был гениальным главным редактором, и его «Огоньку» предстояла долгая и удивительная судьба.
Я предполагаю выкладывать каждую неделю по номеру «Огонька» за 1924 год – точно так, как он выходил 96 лет назад, раз в неделю. Иногда (может быть, даже чаще, чем иногда) для иллюстрации и сравнения к «дежурному» номеру буду добавлять номера за другие годы. Такое «медленное чтение» позволит, как мне кажется, почувствовать атмосферу первых лет СССР, поможет понять, как и чем жила тогда страна и ее граждане.
Заранее прошу прощения за качество сканов, поскольку журналы собраны в единую подшивку, и разобрать их на отдельные экземпляры нельзя.
Татьяна Кравченко
Огонек» №1 (40) и №2 (41)
Сразу бросается в глаза абсолютно беспорядочная верстка журнала. Нет ни рубрик, ни даже четких границ – где кончается одна статья и начинается другая. Очень много фотографий, но они не иллюстрируют текст, а существуют как бы сами по себе. Текст – отдельно, картинки – отдельно. Первая мысль – как же Кольцов, опытный газетчик, допустил такое безобразие? Вторая – именно потому, что он опытный газетчик, в этом «безобразии» стоит поискать и смысл, и целесообразность.
И они находятся, если вспомнить, для кого издавался журнал. Те, кто не умеет читать, смотрят фотографии. Те, кто читает плохо и не может в один присест одолеть большой кусок печатного текста, получают возможность передохнуть и прочитать длинный рассказ в три-четыре приема, при этом не откладывая журнал и развлекая себя картинками.
В журнале есть все – от международной политики (поданной совсем не занудно) до очерков о работе Госселькожа» и «Шелко-треста», есть новости науки, кино, искусства, литературы, путешествия и происшествия… Но сейчас мне хотелось бы обратить внимание на рассказы Валентина Катаева «Человек с узлом» и Александра Балагина «Кандалы».
Только-только закончилась гражданская война. А до нее была Первая мировая, и многие прошли через ее фронты. За последние годы люди всего навидались, и цена человеческой жизни в разоренной, перевернутой стране – даже не копейка, ничего жизнь не стоит, даже своя, не говоря уже о чужой. И главная задача, стоящая перед теми, кто строит новое общество – вернуть утраченное, снова очеловечить тех, кого жизнь на бесконечной войне превратила из людей в бездумные автоматы. И эту задачу успешно решает издатель «Огонька», публикуя рассказы, доводящие до читателя простую забытую истину: другой – такой же человек, как и ты, он так же чувствует, и ему тоже больно. О порыве сочувствия, которому надо и стоит поддаваться - рассказ Балагина. Об осознании непоправимости сделанного, осознании ужаса убийства – рассказ Катаева.
-----
Загрузить сканы журнала возможно по ссылке. Обращаем ваше внимание, что еженедельно будут добавляться следующие номера. Адрес страницы для загрузки остаётся неизменным.
Ещё больше интересных публикаций, книг и видеоматериалов найдете на сайте Клуба историков (КЛИО).
А ещё, мы для вас сделали радио. ЗДЕСЬ.