Оригинал тут: https://warhead.su/2020/01/11/bergenskie-prizy-i-zundskie-poshliny-imuschestvennye-spory-poanglosaksonski
Началось все в 1779 году. Капитан Континентального флота США Джон-Поль Джонс прибыл во Францию с секретной миссией – получить под свое командование новейший фрегат, который строили в Голландии для американцев по французскому заказу. Дабы ожидание не было скучным, Джонс несколько раз отправлялся в крейсерства, в которых здорово насолил господам англичанам. Из дневника Джонса: «14 августа 1779 года я вышел в море, достиг Ла-Манша, где «Монсеньор» и «Гранвилль» покинули меня без предупреждения, а чуть позже сбежал и «Серф». Я же, поднявшись до широты Лимерика планировал поджидать две недели богатый Ост-Индский конвой, возвращающийся в Англию. Однако наутро сбежали «Альянс», у меня помимо «Бономм Ричард» остались только «Паллас» и «Венжеанс». С такими силами я не мог предпринять успешную атаку на сильно защищенный Ост-Индский конвой, и пошел к Северной Шотландии, где ко мне опять присоединился «Альянс». «Серф» же, как оказалось, ушел во Францию.
Около северного побережья Ирландии я захватил два приза, у берегов Шотландии – двух британских каперов, по 32 пушки на каждом, и бригантину, которые отослал для продажи в Норвегию, в Берген. Как позже выяснилось, эти призы были экспроприированы Данией и возвращены Англии.»
Датчан на тот момент вполне можно было понять – США как таковых еще не было, это были сепаратисты, мятежники, тогда как Англия - вот она, рядом, и наказать может вполне быстро и жестко.
Продолжение наступило совершенно неожиданно в 1806 году. В Конгресс США обратился Питер Ландуа, который в 1779 году был командиром корабля «Альянс», и попросил ему выплатить призовые за те суда, которые он привел в Берген. Конгресс после обсуждения согласился заплатить французу, служившему в 1779 году Америке, 4000 долларов за захваченные английские корабли «Юнион», «Бетси» и «Чарминг Полли». И вот далее….
Собственно призы американцы в 1779 году, получается, не получили, значит – выплаченные Ландуа 4000 долларов – чистый убыток. И более всего конгрессмены боялись, что может возникнуть еще одно (или даже несколько) таких требований. Забегая вперед, скажем, что это и произошло. Поэтому в 1812 году президент Монро предъявил иск Дании на 650 тысяч долларов (для справки - Джонс оценил свой захват в 30 тысяч долларов), с требованием выплатить стоимость захваченных кораблей. Однако датчане, посмотрев на этот иск, покрутили пальцем у виска, рассматривать его отказались, и на этом до поры до времени дело заглохло.
В 1836 году племянница Джона-Поля Джонса Жанетт Тейлор обратилась к Конгрессу США и президенту с просьбой выплатить ей, как наследнице, призовые за «бергенские суда». Вместе с процентами. Тейлор напомнила Конгрессу о заслугах Джонса, к тому же она отметила такой факт – вы выплатили деньги Ландуа, хотя он был с позором изгнан из американского флота в 1781 году по решению военного трибунала. Так почему не выплачиваются деньги наследникам прославленного Поля Джонса? Если Ландуа старался набить собственный карман, то Джонс то результатом всей своей деятельности видел освобождение американских моряков, томящихся в английском плену!
К этому иску присовокупили свои иски Сессил Парк, чей отец, Мэтью Парк, был капитаном морских пехотинцев на борту «Альянса», а так же Натаниэль Ганнисон, чей отец Джон Ганнисон на том же корабле был плотником.
В общем, в Данию был вновь послан запрос на выплату денег за «бергенские суда». Но сначала дело дошло до госсекретаря США Абеля Апшура. Тот отказался человеком здравомыслящим, и попытался ответить адвокатам истцов, что, во-первых, когда группа людей начинает революцию в одной отдельно взятой стране, другие нации вполне могут оказаться как за них, так и против них. Некоторые народы вообще могут заявить о своем нейтралитете. Дания на 1779 год была из третьей группы, и она держала нейтралитет как к Англии, так и к Америке, «за исключением ситуаций, где она была связана договорами с Лондоном».
Во-вторых, со времени события прошло конечно не 70 лет, чтобы этот иск просто не рассматривать, но 57 лет. И если Джон-Поль Джон и другие не требовали выплат, то почему их требуют наследники?
В третьих, в 1779 году США были признаны только Францией и Испанией, Дания признали США гораздо позже. Как можно у датчан требовать денег за призы, которые захватывали капитаны непризнанного на тот момент государства?
И далее началась тяжба. Адвокаты истцов отвечали: если Дания была нейтральной – почему она позволила принять в гавани Бергена призы? То, что Дания не признала Соединенные Штаты, по мнению юристов не было аргументом – по мысли адвокатов Дания была обязана уважать права всех наций.
В общем, дело переросло в государственное. В 1845 году госсекретарь США послал письмо датскому министру иностранных дел Ревентлов-Криминилу, который обстоятельно ответил 4 июня 1847 года. Это был настоящий шедевр дипломатической мысли. Ревентлов прежде всего деликатно интересовался – почему правительство США так интересует вопрос 60-летней давности, когда в мире гораздо более насущных проблем? Что касается факта передачи бергенских призов Англии – Дания была связана с Лондоном соответствующим соглашением аж от 1660 года. Так что, дорогие жители Нового Света, если хотите денег – пишите…. англичанам. Адрес известен - Лондон, Даунинг-стрит, до востребования. И напоследок Ревентлов гениально ответил юристам – поскольку на 1779 год Дания не признала США как независимое государство, призы в Бергене она не могла рассматривать чьей-то иной собственностью, нежели как британской. Шах и мат!
Поняв, что в части юриспруденции Штаты безусловно проиграли Копенгагену, американцы начали грозить последствиями. В том числе и военными. Вашингтон не нашел ничего лучше, чем ответить Дании: неважно, признавала Дания на 1779 год США или нет, Дания должна заплатить США независимо от этого факта. В американской же прессе началась кампания против Дании и сборов Зундских пошлин за проход через проливы в Балтику. Выступая в Конгрессе министр иностранных дел МакКлей вообще сравнил Данию с грабителем с большой дороги, которая берет плату за проезд. Часть конгрессменов призывала послать в Зунды флот, «который объединится со шведами и положит конец хищничеству Дании». Звучали голоса отобрать у Копенгагена в компенсацию датские вест-индские острова Сент-Томас и Сент-Круа.
Но самым главным вопросом было – что делать с наследниками? И 21 марта 1848 года был принят акт о «бергенских призах», согласно которому принимая долю Ландуа за капитанскую, всем наследникам выплатить соответствующие их положению и званиям на 1779 год доли согласно закону о призовых деньгах 1779 года.
Казалось бы, дело закрыто и сдано в архив. Однако продолжение, на этот раз последнее, наступило в 1857 году. После Крымской войны Дания лишилась могущественного покровителя – России. И от нее потребовали отмены Зундских пошлин. Заводилами оказались США – в 1856 году истекал срок прежнего торгового договора с Данией, и Вашингтон предупредил, что продлять его не будет.
Датчане выдвинули требования – хорошо, готовы отказаться, но за отступные. После бурных обсуждений Дании было решено выплатить 35 миллионов риксдалеров, доля выплаты США составляла 717 829 риксдалеров. Соглашение о выплате было подготовлено госсекретарем Льюисом Кассом 15 апреля 1857 года, согласно которому Соединенные Штаты согласились заплатить Дании за отказ от Зундских пошлин 393 011 долларов или 717 829 риксдалеров. Однако в 1855 году произошел инцидент с американским судном «Бенджамин Франклин» с грузом оружия для то ли мексиканцев, то ли венесуэльцев, которое было обстреляно на датском острове Сент-Томас. И американцы предъявили иск на 301 тысячу долларов, вспомнив заодно и дело о бергенских призах. В 1857 году, одновременно с соглашением по Зундской пошлине стороны подписали мировую – США выплачивали Дании 393 011 долларов, а Дания США – 301 тысячу долларов. В мировое соглашение включили «компенсацию со стороны Дании наследникам призов из Бергена». Таким образом, чистыми Дания получила от США за отмену Зундских пошлин смешные 92 011 долларов.