Из военного дневника Х. Лашкевича. Он описывает все происходящее в городе Симферополе после начала войны. Все начиная с первого дня.
Буквально сразу после речи Молотова в городе началась тихая паника. Сразу образовались большие очереди в сберегательных кассах, появились такие очереди за продуктами. Словно немцы были недалеко от Крыма. Колхозники сразу подняли цены на свои продукты в два раза. Идет время и плохие новости все поступают и поступают. Досада от наших поражений нарастает.
Полыхают нефтехранилища и войска отступают, сжигаются все запасы. У всех на лицах растерянное выражение и страх. Кругом сплошное отчаяние. Гитлеровцы непобедимы и это всеобщее убеждение. Люди все думают, что оккупанты будут с ними делать. Многие убеждены, что они сделают из нас рабов или работников, но при этом надеются, что в таком рабстве возможно будет как-нибудь "выживать".
Начиная с конца октября идут грабежи магазинов и складских помещений. Народное достояние забирает народ, чтобы не умереть от будущего голодного времени. На консервном заводе один какой-то засранец с ружьем всех отгоняет, хочет все припасы передать противнику. Власть завод к взрыву готовила, но какая-то мразь предотвратила подрыв и хочет сдать завод немцам. Жители опустошают складские помещения и торговые точки. Люди с котомками и огромными мешками мелькают под стенками домов.
Вот и появились пешие немцы. Проходят с лицами величайшего презрения к русским дикарям. Большая часть народа от ужаса дрожит, люди имеют вид чем-то пришибленных. На перекрестках улиц вешают юных мужчин и женщин за грабежи, словно они брали немецкие товары. Хождение по улицам только с 6 и до 18 часов.
Народная молва принесла известие, что в Бахчисарае большая группа татар встречала оккупантов с хлебом и солью, благодарила их за свое освобождение. Все приветствия были переданы Гитлеру. В народе обсуждается, что на данной встрече татары спрашивали у немцев разрешения вырезать русских, хотя это похоже на неправду.
Наблюдал татар-красноармейцев в форме и с винтовками в городском саду, они хотели сдаться гитлеровцам. Гитлеровские офицеры с презрением от них отвернулись. Они постояли на месте и медленно отправились прочь, немцы даже винтовки у них не забрали! Видел, как вели грязных и изможденных русских военнопленных, их гнали как стадо. Тоска и страдания во взглядах этих бедняг, кошмар наяву. Люди молчат подавленные страхом. Пленных очень много.
Плохо обученная армия не смогла выдержать наступления превосходящих сил противника с техникой и отходила на Керчь и Севастополь. Но при этом отступлении шло разложение. Основное несчастье нашей армии в ее территориальном принципе, она была перенасыщена крымскими татарами. Они бегут из армии и растворяются в своих населенных пунктах. Бегство татар с каждым месяцем только усиливается. Они дезертируют и под видом дружбы действуют и русских солдат, убеждают их бросать позиции и уходить с ними.
В период отступления армии все местные жители из нее стали убегать по местам своего проживания. Командный состав лишился своих бойцов, а бойцы командиров. Противник стремительно преследует отступающих. Татары сразу приняли сторону немцев, стали проводить немцев наперерез отступающим. Часто отступающих ждали в засаде немцы, потом бойцы попадали в плен. Роль в войне татар полностью предательская. Стало ясно, что из них будут создавать части для войны с русскими.
Постоянно бродят новости, что татары будут вырезать русские села и даже уже где-то режут. Но русское население большого страха не испытывает, знают боевые качества и храбрость татар, но все негодуют и возмущены... В городе начинают появляться русские дезертиры, они получают только упреки, их без всякого стеснения именуют дезертирами. Старики их поносят, дети им постоянно кричат вслед. Часть из них уходит в леса, стремится оправдаться в глазах родни.
По гитлеровским источникам выявляется грандиозный погром крымской армии: только военнопленных 200 000, вся артиллерия оставлена, десяток гитлеровцев с помощниками татарами брали в плен целые полки. Ужас от данной катастрофы охватывает меня. Все уверены, что все войска уничтожены, что в стране не осталось никаких сил, сопротивление остатков армии лишено смысла. Надо починиться-вот общий крик души.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
ЧУДО
ОДЕССА
САМЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.