Найти тему
Sergeygora

Сбитый в небе над Тегераном украинский Боинг . Почему Иран молниеносно признал вину?

фото из сети
фото из сети

В том, что причиной крушения украинского Боинга 8 января 2020 года в небе над Тегераном было «внешнее воздействие» - мало кто сомневался.

Первоначально версия о зенитной ракете казалась маловероятной, ввиду многих обстоятельств, однако 11 января Иран признал, что самолет был сбит «по ошибке» силами иранских ПВО.

С этого момента, факт того, что самолет был сбит – будем считать установленным, однако возникает две основные версии случившегося:

первая версия – Действительно произошла непреднамеренная трагическая ошибка, и командир расчета иранского ЗРК, находясь в состоянии сильнейшего нервного перенапряжения, принял отметку гражданского лайнера на радаре за крылатую ракету и обстрелял ее (напомню, что за несколько за несколько часов до случившегося, Иран нанес ракетный удар по американской военной базе)

Подобные случаи, увы, уже случались не раз.

фото из сети
фото из сети

в 1988 году, в небе над Персидским заливом ракетой, выпущенной с американского крейсера «Vincennes», был сбит иранский Airbus A300 авиакомпании Iran Air. Погибло 290 человек, в том числе 65 детей.

Командир крейсера утверждал, что по отметке на радарах системы корабельной ПВО лайнер был принят по ошибке за иранский истребитель.

Официально США вину не признали, хотя компенсации семьям погибших были выплачены по условиям мирового соглашения.

4 октября 2001 года, во время учебных стрельб Украинских ПВО, ракетой зенитного комплекса С-200 был сбит над Черным морем российский Ту-154

фото из сети
фото из сети

Украина до сих пор не признала свою ответственность за этот инцидент, выплатив только компенсации родственникам пассажиров, по хитрой схеме, через благотворительный фонд, и с оговоркой «без юридического признания вины»

Таким образом, если произошла действительно ошибка, то, при всей трагичности факта гибели людей – вопросов не остается.

Однако, есть некоторые факты, которые можно рассматривать в пользу версии о том, что обстрел расчетом иранского ЗРК украинского самолета не был следствием исключительно «человеческого фактора».

Во первых, при всем понимании сложности обстановки в тот момент, нужно помнить, что украинский Боинг после взлета производил стандартные и типичные действия, то есть набирал высоту не отклоняясь за пределы воздушного коридора, и следовал стандартным для набора высоты курсом. Другими словами, в поведении самолета не было ничего, что могло спровоцировать расчет ЗРК на открытие огня именно по нему.
Про то, как можно перепутать на радаре отметку огромного гражданского лайнера от крылатой ракеты – вопрос отдельный. Допустим, что можно.

Но с этой же полосы, перед украинским Боингом, взлетели в течение часа российский и турецкий самолеты, оставляя на радаре ЗРК такие же отметки по курсу и скорости движения, поскольку параметры взлета практически одинаковы для всех.

Далее. Буквально в первые же часы после катастрофы в сети появилось видео попадания ракеты в самолет и его падения. В том, что подобное видео могло быть снято случайно – поверить, в принципе, можно. Сейчас снимается ежеминутно десятки и сотни видео на телефоны, мало ли причин, почему снимали именно в это время и в этом направлении. Но видео выложил в сеть не его автор, а небезызвестный интернет портал bellingcat. И вот скорость, с которой видео оказалось в распоряжении упомянутого портала, – уже наводит на размышления.

И еще. Расследования авиационных катастроф длятся многие месяцы, а зачастую и годы. И, как показывают приведенные выше примеры, – выводы комиссий не означают признания вины на государственном уровне. А Иран признал вину молниеносно. Такая поспешность вполне может быть продиктована согласием Ирана признать вину в «неосторожности», но этим прекратить дальнейшее расследование всех обстоятельств катастрофы.