Найти в Дзене
Уголок тепла

Василий Макарович Шукшин – великое имя в русской литературе

Вы когда-нибудь задумывались, зачем писатель сочинил то или иное произведение? Как понять, что хочет сказать человек, говорящий с вами? Да, автор общается с нами через книгу. Сейчас в век расцвета массовой культуры всё сложнее становится понять истинный смысл нынешнего искусства. Зачастую его попросту нет. Большинство из творцов этой самой культуры хотят лишь славы и денег. Что они хотят нам сказать? У каждого из них, наверняка, есть желание вписать свое имя в историю. Мы знаем много знаменитостей. Однако за их именами ничего не стоит. Одно лишь громкое имя.

А вот вам другое имя, не менее громкое – Василий Макарович Шукшин. Есть те, кто хотят быть великими писателями. Для этого, безусловно, нужно трудиться. Шукшин в своей статье «Как я понимаю рассказ» рассуждает над этим ремеслом. В пример приводит случай с упавшей старушкой на мостовой. «Ведь если старуха упала на мостовой, это не значит, что она может в рассказе немножко взлететь вверх….житейски правдивое явление: старушка падает вниз, а не вверх. Вверх – это оригинально, такого ещё не придумано… А придумывать рассказ трудно. И главное, не надо».

Как же писал произведения сам Василий Макарович? В том же своем рассуждении, которое я приводил выше, писатель говорит о хорошем рассказе. Хороший рассказ не умертвляет жизнь – он сохраняет её. В каком бы ни было рассказе всегда отношение автора к происходящему. Можно по-разному рассказать одну и ту же историю. Рассказчик Шукшин, как рассказчик Чехов, и как рассказчик Бунин умело повествует нам о малом происшествии, как о целой жизни. И веришь каждому его слову. Кто-то скажет с первого взгляда: «Бытовуха!». Да, это обыденная жизнь. Она ничем не приукрашена. Зачем? Сочинённая история, как бы она не потрясала слушателей, не воспримется их душой, так как реальная. Даже равнодушно рассказанный случай, по словам Шукшина, интересен. Он скажет многое о повествующем.

Василий Макарович родом из села. Он бы мог остаться простым сельским жителем. Книги его о таких же простых людях, о народе. Написаны они отнюдь не равнодушно. Кажется, никак нельзя оставаться никому равнодушным к судьбе Кольки Паратова. Вернувшись из армии, герой женился на девушке-москвичке, которую до этого даже близко не знал. Сам был из деревни. Всё закрутилось: жена, ребенок. А счастья не было. Его

душа в поиске выхода из несчастья сорвалась. Здесь и доведённый до отчаяния Веня Зяблицкий. Он стоял на краю у пропасти. Вроде сам виноват – погорячился с властной тещей. Как же не понять обиженного в магазине Сашку Ермолаева? У всех нас есть честь. Все герои Шукшина стоят перед выбором, словно витязи на распутье. Не все, к сожалению, идут по верной дороге.

Автор уважает своих персонажей. Он ценит в них простоту. Порицает Шукшин простоватых, недалеких. Например, в рассказе «Постскриптум» он показывает именно таких людей. Для них в диковинку культурный отдых. Что стоит только поведение в драмтеатре. Герой в письме пишет, что понял это искусство. Однако Василий Макарович говорит: нет, не понял. И дело не в вечном противостоянии города и деревни. Писатель отрицает «противостояние». Оно придуманное. С ним трудно не согласиться: он сам тому является доказательством.

К сожалению, сегодня массовая культура, о которой я упомянул в начале, угождает читателю, зрителю, не дает ему глубокой пищи для размышления. С одной стороны, она нередко описывает ту «бытовуху». С другой стороны, её рассказчик не раскроет вам души человека, так как Шукшин. Через рассказы, через повести Василий Макарович заставляет нас задуматься о нравственных проблемах, серьёзных вещах. Вечные темы: любовь, обида, месть, гордыня. Все это есть и будет.

За именем Василий Шукшин стоит классик русской литературы. Его образ – не просто фотография в учебнике литературы. Его образ – человек с простой русской душой, из народа, любящий его и его жизнь. Он настоящий творец. А жизнь таких творцов не останавливается с их уходом от нас. Он ещё не раз заговорит с нами. Стоит только начать читать его книги.