Много лет назад, когда я впервые выехал в город, у меня не возникло традиционных страхов новичка. С одной стороны, подспорьем были честно выученные ПДД и определенная практика. С другой, на помощь пришел подзабытый ныне Герберт Уэллс со своим романом «Человек-невидимка».
Его герой Гриффин сделал себя невидимым. Только вот в городе ему было не особо комфортно. Почему? Да потому что все норовили на него наткнуться. «Невидимке» приходилось всячески уворачиваться и координировать свои движения… Да, он мог одеться, обозначить себя и решить проблему. Но сейчас речь немного о другом.
Я прекрасно понимал, что минимальная вероятность попасть в аварию есть лишь в одном случае: если правила соблюдают абсолютно все участники дорожного движения. Но в сказочной стране мы не жили, не живем, да и вряд ли будем жить. А потому, надеемся только на себя.
Итак, раздеваться догола, а именно в таком виде Гриффин был невидим, мы не будем, а вот представить себе, что многие водители, да и пешеходы, «слепые, глухие и вообще никакие» – вполне себе можем. Наша задача, помимо строгого соблюдения ПДД, не подставиться. В частности, включать ДХО, фары или указатели поворота, быть предсказуемым в маневрах.
Какая-то часть водителей скажет вам за это спасибо. Но еще одной, к сожалению немалой, ваши благие намерения совершенно неинтересны. Доведу ситуацию до абсурда, но даже если вы едете на карьерном БелАЗе, они вас все равно не видят.
«C какой стати я должен думать за всех, а не кайфовать от вождения?» – скажете вы… А вот с той, что дорога, в особенности российская, это не персональный номер в пятизвездочном отеле, а коммуналка или общага в худшем их проявлении. Впрочем, освоив «методику Гриффина» и доведя ее до автоматизма, можно будет получать и удовольствие от вождения. Но не сразу. Примеров немало, приведу лишь некоторые и начну с перекрестков.
Вы правомочно стартуете на загоревшийся «зеленый» и особо не смотрите по сторонам. А зря, между прочим, Гриффин бы точно предварительно огляделся. Нет гарантии, что кому-то не захочется проскочить «под занавес». Что в данной ситуации дороже: ваша правота и преимущество или покалеченное тело и разбитая машина?
Теперь перед вами нерегулируемый Т-образный перекресток, на котором главная дорога, по которой вы двигаетесь, уходит налево. С одной стороны едете себе, как ехали и ни о чем не думаете. Но по нашим условиям, вас не видят. Если есть транспортные средства, быстро приближающиеся к перекрестку справа или слева, оцените вашу скорость и время, через которое вы совершите маневр. Также прикиньте, с какой скоростью приближаются к перекрестку замеченные ТС. Иногда лучше заранее умышленно притормозить, если заподозрили перед собой лихих наездников. От вас точно не убудет.
Тем более не убудет, если увидели перед собой знак «Уступи дорогу» или просто выезжаете из двора. В этом случае вас почти гарантированно не видят те, кто пользуется преимуществом. Увы, правила правилами, но это еще и ментальность, причем не только водителей. Всем знакомы пешеходы на переходе, демонстративно отворачивающиеся от приближающегося автомобиля.
Что делать в этих ситуациях? В первом случае пропускать. Причем, способов для этого есть несколько. Можно подождать пока в зоне видимости не будет никаких транспортных средств, затем совершит маневр. Можно рассчитать время вашего маневра так, чтобы у водителя приближающегося автомобиля не возникло необходимости нажимать на тормоз или крутить рулем. Это, пожалуй, один из элементов высшего пилотажа «невидимки». Если не уверены в качестве исполнения – лучше не пробовать.
В случае с пешеходами – пропускать, пропускать и пропускать. Увы, вроде бы и правильный посыл о всеобъемлющей правоте пешего, оказался превратно истолкован. Большинству из «безлошадных» безразличны тормозной путь автомобиля, наледь, зачастую образующаяся перед пешеходным переходом в зимнее время, скорость реакции водителя.
В темных очках, с Bluetooth-капсюлями в ушах и натянутым на голову капюшоном они демонстрирует вам нарочитый игнор или собственную глупость. В довершение ко всему, коммунальщики поставили фонари в каком угодно месте, но только не над «зеброй». Выдохните, простите. И… пропустите. А заодно откидывайте капюшон и приподнимайте темные очки, переходя улицу, когда сами спешиваетесь. «Невидимка» всегда все видит и слышит.
Подъезжая к нерегулируемому железнодорожному переезду, он откроет окна и выключит музыку. Погашенный светофор и отсутствие зуммера вовсе не гарантирует отсутствие за поворотом несущегося поезда. И даже отсутствие знака «Stop» перед таким переездом не повод, чтобы пролетать его одним махом. Думайте, просчитывайте все возможные ситуации.
«Автомобиль-невидимка» даже на многополосной трассе всегда имеет возможность для безопасного маневра. Он не упирается в бампер впередиидущей машины, не позволяет поджать себя сзади, следит за свободным пространством по бортам. По сути, его невозможно подрезать, да и сам он никогда не пересечет траекторию движения другого автомобиля, если это не будет гарантированно безопасно. Не только для себя, но и для всех вокруг.
А еще его водитель не только теоретик, но и опытный практик, уверенный в том, что придорожные столбы, пусть и с бдящими глазками камер, или елки с березами – гарантированно слепы. И знает, что в крутом повороте они могут превратиться в статичных, но при этом исключительно опасных участников дорожного движения. А потому выбирает правильную скорость, не делает необдуманных, резких движений рулем, газом или тормозом.
И свято чтит ПДД – нудные, сухие, зачастую непонятные, но написанные, все же, на основании здравого смысла. Тем не менее, никто не запрещает переосмыслить их и дополнить с точки зрения Гриффина – уэллсовского «Человека-невидимки»… А уж этот персонаж никогда не был скучным и нелогичным!
Удачи вам на дорогах, комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!