Найти тему
Yulia L.

Донские хутора. Мертвый урожай.

Оставшееся неубранным.
Оставшееся неубранным.

Об урожаях неубранных. Душа болит, когда видишь огромные поля арбузов, тыкв, дынь - ушедших под морозы. Проблема с непроданными урожаями развивается уже третий год, в этом году стало особенно явно.

Немного расскажу, как начался бахчевой бум. Традиционно, в "колхозные" времена, на наших землях сеяли преимущественно пшеницу. Причем, по разнорядке сверху - яровую. С урожаем 5-8 ц с гектара (для сравнения, сегодня фермеры с озимой снимают урожай около 20 ц с гектара, за Доном, где дожди почаще - до 40 ц), а до революции и вовсе пшеницу тут сажать было гиблое дело, все ж по карте типа степь, а по факту - полупустыня. Хотя почва очень разная, как лоскутное одеяло - где-то супесь, где-то суглинок, где-то солончаковая, где-то вполне себе такой пристойный почти чернозем... И все это рядом, пятнами-полосками.

Но, близко грунтовые воды. И это шикарные условия для бахчи. Ибо корень у арбуза до 7 метров вглубь. И если успеть его во-время посадить, чтоб взошел и подрос на влаге весенних вод и конденсатных температурах июня, то в конце июня арбуз уже в завязи. И первые урожаи арбузов это середина-конец июля для ранних сортов или ранних посадок, а массовые урожаи - август. А продают, если не побили морозы - до конца октября.

Массово арбузы стали сажать в 90-х. Это был золотой клондайк, тотализатор или казино - уж не знаю с чем еще сравнить по азартности игры. Люди, получив свои паи в колхозе в собственность (10 га на душу колхозника), кто не продал за стог сена и пару тонн зерна за ненадобностью, на своих "семейных" десятках гектаров сеяли бахчу. С 10 гектаров в 95-м году можно было поднять несколько миллионов рублей за сезон. Если успеешь ранними. Если средними - то примерно половину, но миллион это тоже круто. По деньгам уже трудно вспоминать, но в сезон с бахчи семья могла купить машину (из серии слегка подержанную иномарку) или трактор, построить пристойку, и оставить еще хороший запас на адекватное житье и вложения на следующий сезон.

В общем, успешные бахчевники за 90-е и нулевые успели купить детям на учебу и квартиры в Волгограде да и в Москве некоторые, и мехпарк при своем хозяйстве организовали, и пару машин для семьи, и дома в порядок привели.

Однако ранние - это большая удача, просто удача. Об управляемом раннем урожае здесь практически не может быть речи - погода нестабильна - то заморозком побьет, то градом-ливнем смоет, то всходы суховеем пересушит, в общем - ранний посев это всегда большой риск. Поэтому массово продается все-таки средний урожай. Август. Жизнь кипит - узбеки и приехавшие работники из местных округов - обеспечивают погрузку. Фуры приезжают на "пятак" - торговое место, где сговариваются. Прям восточный базар. Перебивают цену. Все торопятся продать.

В общем, в этом году средняя цена была 3-4 рубля, потом упала до 40 копеек, потом поднялась. Потом просто все оказались счастливы, кто продал 10 гектаров поля за 15 тысяч рублей перекупщикам.

Т.е. спроса нет. Закупочные цены упали ниже себестоимости производства.

И если ты зарабатываешь с 10 гектаров 15 тысяч рублей, это значит, что условно ты "вышел в ноль", по внешним затратам на на трактор (пахота, посев, боронование). Семена и две ручные прополки не окупаются.

А люди привыкли играть по-крупному, привыкли снимать несколько миллионов в сезон. И не боятся брать кредиты под посевную. И беды тут последние три года - кто разорился, кто утопился, кто повесился.... 300 тысяч рублей кредит - может стать ценой твоей жизни, если все поставлено на бахчу.

Что будет дальше с бахчей - неизвестно. Сердце обливалось по огромным неубранным полям тыквы. 14 рублей, супер-цена закупочная по сравнению с арбузами в этом году. Не продалась. Спроса нет.

Рядом с нашим хутором пропало огромное поле болгарского шикарного перца (капельный полив, ручная посадка рассадой, под мини-теплички, ручная прополка, в общем жесть сколько труда) - около 30 гектар не продали.

Я пока не очень погружена в проблематику работы с паями и большими земельными наделами. Но вижу, что основная проблема здесь в неразвитости дистрибуции. Торговля дикая - приехали фуры, что-то там сторговали, куда-то увезли. Преимущественно всю дистрибуцию, все каналы закупа держат восточные люди. Понятное дело, основная прибыль оседает у торговцев. Но, к сожалению, бахчевые до торговых точек не доходят, не умеют восточные люди пока тендеры выигрывать. Рынок сбыта изменил правила, поэтому пока страдает поле.