Найти тему

Нагорный Карабах прекрасен в любое время года (фоторепортаж). Дорога, монастырь Дадиванк

Дорога в Карвачарском районе
Дорога в Карвачарском районе

Едем далее, начало можно прочитать здесь. В конце марта 2020 года в Нагорном Карабахе пройдут президентские и парламентские выборы. Среди возможных кандидатов – бывший глава правительства Араик Арутюнян, министр иностранных дел Масис Маилян, другие политики и общественные деятели. В отличие от некоторых соседних стран, где власть передаётся по наследству, а первым вице-президентом назначается супруга действующего лидера, здесь наличествует реальная интрига. При этом, конечно, в ключевых вопросах обеспечения военной безопасности и курса на отстаивание собственной позиции в вялотекущих мирных переговорах все конкурирующие кандидаты будут едины. Вполне понятно, что львиная доля бюджетных доходов, как самого Карабаха, так и образующей с ним единый военно-экономический комплекс Армении, так или иначе, направляется на военные нужды. Надёжная оборона и экономическое развитие не противопоставляются друг другу (что было бы бессмысленно и глупо), а взаимно увязываются.

Наиболее наглядный пример для всякого, кто въезжает в Арцах со стороны Армении (а по-другому невозможно) – это дороги. В советское время их в современном смысле слова практически не существовало – за исключением той, которая связывала столицу автономной области с Агдамом и Баку. После выхода из состава Азербайджана и окончания активной вазы военных действий, длительное время единственной соответствующей международным стандартам трассой, соединяющей Армению и Карабах, была дорога через Лачин (Бердзор) – живописная, однако весьма утомительная. К тому же на отдельных участках она идёт по кромке границы с Нахичеванской автономной областью Азербайджана, в последние годы периодически появляющейся в военных сводках (и где сильно влияние Турции, не имеющей с Арменией дипломатических отношений). Но вот уже несколько лет как построен и активно обустраивается «северный маршрут», огибающий Севан и после «несложного» горного перевала следующий параллельно руслу реки Тартар до Мардакерта, или сворачивающий на юг к столице Карабаха Степанакерту, куда мы и направляемся. Помимо вполне понятного военного назначения, эта дорога способствует более активному экономическому развитию северной части республики, включая эксплуатацию горнорудных месторождений (в советское время Нагорно-Карабахская автономная область бала преимущественно аграрным краем). Со временем будет введена в строй и третья, «южная» магистраль, которая пройдёт ближе к границе с Араксом, связав армянский Зангезур с Гадрутским районом Карабаха (исторический Дизак).

Ветряки на границе между Арменией и Нагорным Карабахом
Ветряки на границе между Арменией и Нагорным Карабахом
Вода – богатство Карабаха, которое сложно переоценить. Река Тартар
Вода – богатство Карабаха, которое сложно переоценить. Река Тартар

Вдоль дороги, в прежние «лихие» времена являвшейся пастушеской, а то и разбойничьей тропой, рассыпаны уникальные памятники раннего средневековья, частично, увы, заброшенные. Один из них – монастырь Дадиванк, некогда владевший в этих дивных по красоте краях обширными земельными угодьями. В советский период он также был заброшен и превращён в прибежище для пастухов, но в последние годы активно восстанавливается, проводятся службы, реставрируются древние фрески… Можно надеяться, что со временем и другие памятники будут восстанавливаться по его примеру.


Монастырь Дадиванк, внешний вид и фрагменты интерьера :

Монастырь Дадиванк
Монастырь Дадиванк
-5
Монастырь Дадиванк, фрагменты интерьера
Монастырь Дадиванк, фрагменты интерьера

Продолжение следует