Найти в Дзене
Все что движется

«Братан, клянусь, я его не видел»: как мой друг чуть не погиб из-за старых «дворников»

Оглавление
Составил краткий гид по щеткам стеклоочистителей, чтобы помочь читателям не попасть в такую же смертельно опасную ситуацию.
Составил краткий гид по щеткам стеклоочистителей, чтобы помочь читателям не попасть в такую же смертельно опасную ситуацию.

В минувшем ноябре мой друг сбил лося.

Отправился закрывать дачу на зиму, и на одной из темных загородных дорог встретился с лесным гигантом – на скорости 80 км/ч. Смяв решетку радиатора и капот, сбитый 350-килограммовый бедняга угодил прямиком в лобовое стекло «альмеры», раскурочив автомобиль под списание и каким-то чудом оставив в живых водителя. Паша отделался лишь многочисленными царапинами и прилетевшим в глаз осколком стекла, который слегка повредил ему роговицу.

«Братан, клянусь, я его не видел! – уверял мой забинтованный друг, когда мы ехали на эвакуаторе забирать его изувеченную тачку. – Погода мерзкая, дождь со снегом, дворники размазывают всю эту жижу по лобовухе, и едешь как в аквариуме».

Что, по-вашему, должен был сделать мой товарищ, чтобы максимально постараться избежать столкновения?

Нет, не отучиться в школе экстремальной езды, не купить машину, напичканную системами безопасности, и не приклеить иконостас на торпеду. Самое важное — вовремя увидеть опасность. А залог этого — хороший обзор через все стекла автомобиля. Особенно, конечно, это касается лобового стекла.

Для защиты лобовухи от грязи еще в 1903 году были придуманы специальные щетки-очистители — патент на это изобретение получила американская предпринимательница по имени Мэри Андерсон. А всеобщее признание, слава и почет пришли к женщине в 1922 году, когда компания Cadillac включила стеклоочистители Андерсон в базовую комплектацию всех своих автомобилей, а вскоре ее примеру последовали и другие автопроизводители.

Но, несмотря на то что идея осталась первоначальной, конструкция щеток с тех пор неоднократно менялась и усовершенствовалась, породив несколько видов дворников. Специально для моего пострадавшего друга Павла и остальных читателей моего канала я сделал краткий обзор всех вариантов – выбирайте на вкус и глядите в оба.

Каркасные щетки

Классическая конструкция, которая пережила немало поколений автомобилей, но постепенно уходит на покой, вытесняемая более совершенными видами. Насколько просто, настолько же и эффективно: резиновая рабочая лента крепится к металлическому или пластиковому основанию на двух направляющих через специальные коромысла, которые и обеспечивают плотное прилегание резинки к стеклу. Правда, эффективность будет недолгой: коромысла довольно быстро расшатываются и перестают прижимать щетку к стеклу, а после снегопада с морозцем каркас намертво обледеневает до следующей мойки и не дает дворнику нормально работать. К плюсам каркасных щеток можно отнести их невысокую цену — но разве охота ежемесячно возиться с их заменой, пачкая одежду о грязный автомобильный бок?

К каркасным же относятся так называемые зимние щетки — то же самое, но в одежде. На каркасные щетки натягивается герметичный резиновый чехол, который защищает коромысла дворников от обледенения. Но про серьезные скорости можно забыть — из-за увеличенных габаритов зимние каркасники отчаянно парусят уже на 80 км/ч и не дают резиновой ленте плотно прилегать к стеклу.

Бескаркасные щетки

Тут все еще проще: в пластиковый корпус установлена упругая металлическая пластина и уже к ней присоединена рабочая резиновая лента. В целом бескаркасники неплохо справляются со своей задачей, но при их выборе очень важно учитывать соответствие формы щеток изгибу лобового стекла вашего автомобиля, иначе неочищенных пробелов не избежать. Кроме того, у дешевых вариантов рабочая лента имеет свойство твердеть при низких температурах, и в этом случае щетки начинают отвратительно скрипеть о стекло, при этом очищая его довольно посредственно.

Гибридные щетки

А вот это уже серьезная заявка на успех: гибриды сочетают в себе достоинства бескаркасных и каркасных щеток и являются, пожалуй, идеальным компромиссом — правда, важно не промахнуться с производителем и выбирать среди серьезных японских компаний.

Особенность конструкции этого типа щеток — это объединение классического каркаса с системой коромысел и шарниров (как в каркасных щетках) и пластикового кожуха, выполняющего роль спойлера. Именно благодаря каркасу щетки идеально сидят на любом стекле — он обеспечивает оптимальный прижим щетки к стеклу по всей ее длине и не дает встречному потоку воздуха оторвать щетку от стекла даже на скоростях далеко за 100 км/ч. Пластиковый кожух защищает от пыли и влаги плюс повышает прижимное усилие и снижает подъемную силу. Чтобы каркас мог работать и повторять профиль любого стекла, кожух гибридной щетки сделан разрезным и чаще всего состоит из трех подвижных элементов.

Минусы у гибридных щеток, правда, тоже есть: прежде всего это довольно высокая цена (хотя китайские производители наверняка в скором времени опустят эту планку) и неустойчивость к липкому снегу, который забивается в места сочленения кожуха и мешает нормальной очистке стекла.

Щетки с подогревом

На первый взгляд, идея хорошая: в каркасную щетку встраивается нагревательный элемент, благодаря которому примерзшие за ночь щетки не приходится в спешке отрывать с мясом, и, кроме того, сохраняется гибкость каркаса. Но на деле получается больше мороки и проблем, чем пользы: подогрев, как правило, не выдерживает суровых российских условий и ломается гораздо раньше конца сезона, а в серьезный мороз от –15 справляется со своими обязанностями крайне неохотно. При этом для установки щеток с подогревом необходимо подключить их к бортовой сети с помощью реле и проводов, что к тому же увеличивает электронагрузку. Так что этот вариант я бы не стал рекомендовать — если вы, конечно, не поклонник гаражного досуга и подкапотных развлечений.