Найти тему
Дмитрий Гусаров

Почему Бог допускает страдания и зло? Часть 1

Оглавление

Наверное, это самый распространенный вопрос среди тех, которые задают христианским апологетам, и ответ на него даже получил свое красивое название - "теодицея", что означает "богооправдание". Давайте попробуем разобраться, в чем же суть этого оправдания и нужно ли оно вообще?

Формулировка проблемы теодицеи

Начнем непосредственно с формулировки проблемы. Она может немного отличаться от случая к случаю, но в основном состоит в следующем:

Если Бог всемогущ, то Он может избавить мир от страданий (зла или несправедливости). Если Бог благ, то Он должен хотеть это сделать. Но страдания в мире присутствуют. Значит Бог или не всемогущ, или не благ, или Его нет вообще.

Сразу скажу, что в отличие от некоторых других атеистических аргументов этот по-настоящему важный и сильный. Он вызывал и продолжает вызывать огромное количество религиозных споров. Как же на него ответить?

Суть проблемы теодицеи

Давайте рассмотрим вопрос теодицеи чуть подробнее. Во-первых, обратите внимание на то, что сам факт ощущения проблемы от того, что страдания в мире присутствуют, уже говорит о том, что нам есть с чем сравнивать. Если мир всегда был полон страданий, то почему нас вообще это беспокоит? Почему мы не привыкли к ним и не воспринимаем как должное? Мало кто расстраивается от того, что не способен летать как птица или дышать под водой, потому что это очевидно невозможно. С другой стороны, мы искренне страдаем в болезнях, потому что знаем, каково это - не болеть. Атеизм не дает ответа на вопрос о причинах появления этого самого ощущения "неправильности" происходящего. Христианство же говорит о том, что в нас интуитивно заложено стремление к высшему благу, которым как раз и является Бог.

Вторая важная мысль, которую я хотел бы обозначить во вступлении, состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев данная проблема поднимается людьми, которые сами не страдают, а только приводят в пример некие абстрактные страдания некоего абстрактного человека. Есть огромная разница между тем, как отвечать на этот аргумент рационально, и как общаться с реально скорбящим человеком. Тому, кто скорбит, не нужны аргументы, побуждающие его признать, что на самом деле он не прав. Напротив, он прав и наша ответственность состоит в том, чтобы помочь ему справиться с болью. Однако, как это ни удивительно, страдающие люди как раз таки чаще обращаются к Богу, чем те, в жизни которых всё хорошо.

Понятие "всемогущества"

Еще один момент, на котором стоит остановиться, - это неправильное использование терминов "всемогущество" и "всеблагость". Подобная ошибка совершается поразительно часто, причем как неверующими, так и самими верующими. Дело в том, что полное или абсолютное всемогущество логически невозможно. Это следует хотя бы из очевидной абсурдности известного вопроса: «может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?»

"Парадокс неподъемного камня" демонстрирует логическую невозможность понятия "абсолютного всемогущества"
"Парадокс неподъемного камня" демонстрирует логическую невозможность понятия "абсолютного всемогущества"

Бог не является всемогущим в том смысле, что может сделать абсолютно всё, что только придет нам в голову. Наш язык позволяет давать название предметам, не имеющим никакой привязки к реальному миру. Например, "квадратный круг". Представьте, что кто-то предложит вам посмотреть, как он нарисует такую фигуру. Заинтересуетесь вы этим, сказав: "о, я никогда такого не видел!", или же решите, что человек просто сам не понимает, о чем говорит? Скорее, второе. Квадратный круг невозможен и даже Бог не сможет его создать, но не потому, что у Него не хватит воображения и сил, а потому что это абсолютно бессмысленная языковая конструкция.

Понятие "всеблагости"

То же самое касается и понятия "всеблагости" - этот термин тоже следует уточнить. Благость Бога состоит не в том, чтобы всегда и в максимальной степени удовлетворять наши желания, полностью исключая из нашей жизни все страдания и зло. Для этого Богу пришлось бы удалить всю нашу нервную систему или сразу превратить в инфузорию. Инфузории не страдают и по логике тех, кто поднимает данную проблему, Богу следовало бы остановить эволюцию на одноклеточных существах. Однако я полагаю, что никто не согласился бы деградировать настолько сильно.

Некоторые люди представляют себе совершенный мир весьма наивным образом
Некоторые люди представляют себе совершенный мир весьма наивным образом

Боль необходима для того, чтобы мы научились любить. Наш мир не похож на райский сад. Скорее, он является "школой любви", - местом, где люди учатся проявлять свои лучшие качества. Страдания являются ценой, которую мы платим ради способности испытывать и другие чувства, - удовольствие от созерцания красот природы и произведений искусства, от возможности совершать интеллектуальную работу и научные открытия. Высшее счастье предполагает наличие свободы. Вряд ли мы захотим ей пожертвовать, хотя понятно, что ее используют, в том числе, и для совершения зла.

Краткие итоги

Я отдаю себе отчет, что пока еще не подошел непосредственно к ответу на вопрос о причинах страданий - об этом речь пойдет во второй части. Но думаю, что всё вышесказанное будет нам необходимо для конструктивного поиска решения данной проблемы.

А пока добро пожаловать в комментарии.