В Петергофском дворцово-парковом комплексе творчество Михаила Щурупова представлено одной-единственной работой. Но зато какой! Именно это произведение садовой скульптуры вызывало всеобщее восхищение. Речь идет о мраморной ванне с пышным рельефным декором на античные сюжеты, созданной Щуруповым в Италии, когда он был пенсионером Академии художеств.
Модель ванны, отлитая в алебастре, была готова к декабрю 1842 года, и в следующем году Щурупов начал вырубать ее из мрамора, привезенного им самим из Каррары. В корреспонденциях из Италии видевшие произведение называли его «единственным в своем роде по богатству украшений», «замечательным по композиции и по грациозности формы».
Ванна была выполнена в форме античного резервуара для давления винограда. Ее стенки украшали морские божества, тритоны, нереиды, дельфины, символизирующие силу, искусство, изобилие, что и дало ванне название «Триумф богини красоты».
В 1846 году Министерство императорского двора обвинило Щурупова в перерасходе средств и затягивании сроков завершения работы, и ее окончание поручили французскому мастеру Лабуреру. Отчаянию молодого скульптора не было предела. «Я не виновен, – писал Щурупов в Петербург, – я не расточал вне студии суммы, и не от лености не окончен мною заказ! ... Я обесславлен в глазах Римлян!» Больше всего возмущало Щурупова, что француз сбил его авторскую подпись...
В марте 1848 года готовая ванна была погружена в Ливорно на корабль и 10 мая прибыла в Петербург. По первоначальному замыслу Щурупова, ванна должна была стоять в Петергофе в центре роскошно убранного «купального домика». Однако эта идея не была осуществлена, и в итоге в 1862 году творение Щурупова нашло свое постоянное место в Собственном садике перед Фермерским дворцом в Александрии – летней резиденции императора Александра II. Ванну, установленную внутри перголы, использовали как фонтанный бассейн. В него стекала вода из двух львиных маскаронов, прикрепленных к столбам перголы...
Роскошная ванна пережила революционные катаклизмы, но погибла во время Великой Отечественной войны: она была почти полностью уничтожена взрывом разорвавшегося рядом снаряда. Сохранился лишь один фрагмент – обломок размером не более восьмой части оригинала. Когда в 2003 году началась реставрация Фермерского дворца, было решено, используя фрагмент оригинала, историко-архивный материал и аналогии подобных памятников, воссоздать произведение Щурупова в первоначальном виде.
На уцелевшем фрагменте вполне отчетливо читались два сюжета из сохранившегося в архиве подробного авторского описания. В архиве ГМЗ «Петергоф» имелись фотографии западной стенки ванны. При моделировке реставраторы обратились за помощью к итальянским и французским ученым. В качестве аналогий использовались античные памятники, хранящиеся в галереях Уффици и Джустиниани, в музее Вероны и даже в Лувре, чьи сюжеты близки по тематике и пластике рельефным композициям Щурупова.
Воссоздавалась ванна в искусственном мраморе, аналогичном по цвету и фактуре природному камню. Композитная масса, где связующим является полиэфирная смола, а наполнителем мельчайшая мраморная крошка, идеально точно повторяет все особенности модели, а по своим физико-механическим свойствам даже превосходит показатели натурального мрамора.
Творение Щурупова воссоздали скульпторы Татьяна Некрасова, доцент Художественно-промышленной академии им. Штиглица, и Вячеслав Мозговой, основатель реставрационной мастерской «Наследие». Они выполнили модель, которая после утверждения ее реставрационным советом музея была повторена специалистами «Наследия» в камнезаменителе. В июне 2010 года первые посетители реставрированного Фермерского дворца увидели и воссозданную ванну – в той же перголе напротив дворца.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.