"Иностранцы слушаю русскую музыку" - довольно популярный формат сюжетов в YouTube, в рамках которых представителям различных стран дают возможность прослушать современную популярную российскую музыку и просмотреть клипы с топовыми артистами. Зачастую это довольно забавно, так как показывает одновременно разницу и схождения культурных кодов разных национальностей. Что-то в русской музыке нравится, что-то вызывает смех. И это нормально. Но в последнее время подобные сюжеты стали удивлять одним фактом: абсолютной идентичностью русской музыки, вернее полнейшим подражательством наших артистов западной, вернее сказать, американской музыке. А если ещё более уточнить - американскому хип-хопу. Причём этих артистов навязчиво продвигают как топовых в России.
То, что в Российской молодёжной музыке в нынешнее время рэп и все его ответвления это самый популярный жанр - уже свершившийся факт. И, как говорится, на здоровье. Когда всё это движение развивалось, а именно на рубеже девяностых/нулевых годов, то было явственно понятно, что весь этот олдскул - музыка русская. Пусть и созданная по лекалам западного стиля. Bad Balance, позднее возникшие Каста, Krec, Ю.Г. и другие рэп-группы того времени являлись ярковыраженно российским продуктом. Аутентичным, как говорится. Но со временем, российская музыка, особенно молодёжная, в погоне за мнимой идентичностью практически слилась с американской. Получился самый настоящий карго-культ, когда папуасы, движимые желанием повторить успехи своих колонизаторов стали создавать различные объекты западной цивизизации из дерева или даже из навоза.
Из сюжета мы видим, как русскоязычный ведущий ставит американским слушателям, в основном афроамериканцам, топовые композиции российской поп-музыки. Вернее подаваемые, как топовые композиции российских артистов. Ниже приведён список этих артистов: Morgenshtern, Крид, Скриптонит, Корж, Miyagi, Jah Khalib, Niletto. И эта музыка вызывает неподдельную радость слушателей, так как она абсолютно идентична американской. Причём в деталях, в своём стиле, звучании, подаче, самом вокале, в котором уже больше обработки, чем вокала. И, вроде бы, в песнях присутствует наличие русского языка, но это настолько изменённый язык, что совершенно невозможно понять смысл текстов. Такое ощущение, что звучит просто некий фонетический ряд, призванный стать ещё одним элементом ритма.
И даже тут не вопрос: назовём это попыткой нашей музыки стать равноправной в рамках мировых процессов шоу-бизнеса. Но вот что интересно: стать равными никак не получается. Хотя бы потому, что в мировой музыке уже давным давно всё расставлено по своим полочкам. И российские артисты и музыканты становятся известными в мире, лишь в рамках академической классики. Вспомним Анну Нетребко или Дмитрия Хворостовского. Эти артисты без сомнения были, есть и будут мировыми звёздами оперной сцены. А вот наших звёзд поп или рок сцены не видно и не слышно. И они проходят лишь как некая экзотика, причём подражательская.
Возможно здесь играет роль нынешняя доступность технологий создания музыки или нынешняя глобализация. Но именно эта детальная, избыточная схожесть и идентичность российской топовой, молодёжной поп-музыки американской, видится скорее шагом назад в развитии нашей культуры. А поп-музыка является её неотъемлемой частью.
Текст - Роман Матыцин