Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Романтика "лесных бомжей". Смогли бы вы протянуть зиму в индейском вигваме. Часть1

Оглавление

Зимой 1633-34 годов французский миссионер-иезуит, отец Ле Жене (Le Jeune'š) провел шесть месяцев с индейцами монтанье (инну), путешествуя вдоль южного берега Великой Реки - Святого Лаврентия в Канаде. В странствиях с группой индейцев ему пришлось столкнуться с голодом, холодом, враждебным отношением шамана и единственного индейца, знавшего французский язык.

Все эти пункты были им детально освещены и в результате получилась яркая картина дикой жизни, полной трудностей, опасностей и страданий этого героического миссионера во время странствий с дикарями по лесам и горам Северной Америки.

Оставив в стороне нюансы религиозных разногласий, постараемся разобраться во что были одеты индейцы, как защищались от холода, питались и каковы были бытовые нюансы индейского общежития.

Одежда и обувь

Что касается верхней одежды Ле Жене не заметил особой разницы между женским и мужским одеянием. Вся она служила главным образом для сохранения тепла и удобства, причем под "удобством" священник полагает уместность, все что дает тепло, то и удобно. Шилась она главным образом из звериных шкур - лосиных, оленьих, медвежьих и т.д.

Наиболее ценной считалась накидка из какого пушного зверька из страны Гуронов (размером с кролика, с гладким и черным мехом). Имела она почти квадратную форму и на ее изготовление требовалось около 60 таких шкурок, причем хвостики составляли как бы бахрому всего этого великолепия.

Самюэль Шамплен и инну (монтанье) в 1608 на месте будущего Квебека
Самюэль Шамплен и инну (монтанье) в 1608 на месте будущего Квебека

Основная же масса индейцев носила плащи из шкур животных, одеял и т.д. Когда было холодно, они обертывали их вокруг тела, закрепляя ремнем на груди. Свисающие складки плаща они затыкали за пояс, образуя таким образом клапан, который служил своеобразным карманом для мелких вещей. Как только теплело, плащ спускался на пояс и обертывался через одно плечо или же закреплялся сзади на спине.

Ноги от холода и ветра защищали леггинсы - отдельные штанины, закрепляемые ремешками под коленями и идущие от верха леггинса к поясу. На руки надевали отдельные рукава, закрепленные сзади на спине несколькими шнурками.

Ступни от обморожения защищали хорошо всем известные мокасины. Ле Жене отмечал, что индейцам не было хорошо знакомо искусство выделки кож, поэтому они были вынуждены ждать пока их одежда, леггинсы и рукава не износятся, и таким образом не приобретут эластичность от смазки пото-жировых выделений, чтобы сшить из них обувь, которая не будет сжиматься от жара костра. Хотя это может быть связано с тем, что зимой не очень-то позанимаешься выделкой кож в условиях кочевого лагеря.

Родственные инну алгонкины в одеялах, леггинсах и мокасинах
Родственные инну алгонкины в одеялах, леггинсах и мокасинах

Мокасины делали большими и вместительными, особенно зимой. Чтобы защитить ноги от холода обычно использовали кроличью шкуру или кусок старого одеяла, сложенного в два или три слоя. Вместе с такими портянками, индейцы использовали набивку из лосиной шерсти.

Обмотав ноги "этими лохмотьями", они надевали свои мокасины, иногда по две пары, одна поверх другой, закрепляя шнурками вокруг щиколотки Во время зимы и французы и индейцы использовали этот тип обуви в паре со снегоступами. Как только снежный покров сходил, французы одевали свои башмаки, а туземцы продолжали путь босиком, потому что мокасины впитывали воду как губка и не годились для сырой погоды.

В заключении описания одежды, отец Ле Жене говорит:

Это не все, что можно сказать об их одежде и украшениях, но это все, что я видел и вспомнил только сейчас. Я забыл сказать, что те, кто может позволить себе выменять наши французские рубашки, носят их по-своему. Ибо вместо того, чтобы носить на тело, как мы, они надевают их поверх всей своей одежды.
И поскольку они никогда не стирают рубашки, они напоминают жирные тряпки для мойки посуды. Но это именно то чего они хотят, потому что вода, по их словам, течет по рубашке и не проникает сквозь одежду.

Жилище

Жилище на временной стоянке представляло собой подобие большого островерхого шалаша. Как только было выбрано место стоянки, женщины шли в лес и вырубали от 20 до 30 шестов. В это время мужчины снегоступами или деревянными лопатами (которые специально несли с собой в походе для этой цели) выкапывали площадку на снегу.

Снег не раскидывался вокруг, а образовывал валы , которые должны будут окружать жилище с трех сторон. Шесты ставились в снежные валы, а не на расчищенную землю и соединялись сверху конусом. Нижнюю часть жилища покрывали большими кусками древесной коры в 2 или 3 слоя. Кору кстати, тоже тащили с собой от лагеря к лагерю.

Земля внутри, а также стена снега, которая простирается вокруг хижины, покрыта еловым лапником, и как последний штрих, убогая шкура прикреплена к двум шестам, чтобы служить дверью, а дверные косяки заменяли снежные сугробы. Теперь давайте подробно рассмотрим все удобства этого элегантного особняка.
 Зимняя палатка индейцев наскапи, начало 20 века, на боку жилища лежит снегоступ
Зимняя палатка индейцев наскапи, начало 20 века, на боку жилища лежит снегоступ

В этом доме вы не сможете выпрямиться во весь рост. Как из-за низкой крыши, так и из-за удушающего дыма от костра. А следовательно, вы всегда должны лежать или сидеть на земле, в обычной для дикарей позе. Когда вы выходите из дома, холод, снег и опасность потеряться в этих громадных лесах снова приводят вас в движение быстрее, чем ветер, и удерживают вас в темнице, в которой нет ни замка, ни ключа.

При ночевке в индейском вигваме вам будут мешать 4 неприятности: холод, жара, дым и собаки.

Холод

Между вашей головой и сугробом будет только один слой лапника и шляпа. Ветер будет находить тысячу мест в неплотно пригнанной коре, чтобы продувать наскозь индейскую хижину. И даже если бы кора была плотно соединена между собой, всегда оставалось свободным отверстие дымохода. Которое было настолько большим, что в него можно было изучать луну и звезды с таким же успехом, как если бы вы лежали в открытом поле.

Жара

Тем не менее холод не столько бы раздражал вас, как жар от огня. Пространство вигвама было небольшим и поэтому легко нагревалось от хорошего огня. Но чтобы вы не делали, от огня невозможно отодвинуться, Ле Жене вспоминает:

Вы не можете двигаться вправо или влево, потому ваши соседи дикари сидят рядом с вами локоть к локтю. Вы не можете отступить назад, потому что наткнетесь на стену из снега или коры. Я не знал, какую позицию занять. Если бы я вытянулся, то места было так мало, что мои ноги были почти в костре. Свернуться в клубок и подтянуть под себя ноги - это не та позиция, которую я мог долго удерживать.
Вся моя одежда была прокопчена и сожжена. Возможно, вы спросите меня, не тает ли снег у нас за спиной при такой высокой температуре. Я отвечаю: нет. Если иногда жара и смягчала его, то холод немедленно превращал его в лед.

И все таки иезуит говорит, что с жарой и холодом все же можно было смириться и найти какой нибудь способ спастись, если бы не третья причина.

Зимой в вигваме, индейцев Микмак
Зимой в вигваме, индейцев Микмак

Дым

Но, что касается дыма, я признаюсь вам, что это мученичество. Это почти убило меня и заставляло постоянно плакать, хотя в моем сердце не было ни горя, ни печали.

Индейцы были привычны к этим мукам зимнего житья, но иногда дым внутри хижины был настолько плотным, что все обитатели вынуждены были припадать ртами к земле, чтобы дышать.

Я иногда оставался в этом положении по нескольку часов, особенно во время сильнейшего мороза и снегопада, потому что тогда дым нападал на нас с величайшей яростью, терзая нас за горло, нос и глаза. Как горек этот напиток! Как силен его запах! Как вредны для глаз его пары! Иногда я думал, что ослепну..
Внутри летней палатки инну. Северный Лабрадор, 1912 год
Внутри летней палатки инну. Северный Лабрадор, 1912 год
Вы можете сказать мне, что я должен был выйти из этой дымной дыры, чтобы подышать свежим воздухом, и я отвечаю вам, что в те времена воздух обычно был настолько холодным, что деревья, которые имеют более твердую кожу и тело, чем человек, не могли выдержать такого мороза. Они раскалывались иногда до сердцевины и издавали шум, похожий на выстрел мушкета.
Тем не менее, я иногда выходил из этого логова, спасаясь от злого дыма, чтобы сдаться на милость холода, против которого я пытался защититься, завернувшись в одеяло, как ирландец.

Собаки

Во время сильных морозов собаки заходили вигвам и ложились где им заблагорассудиться. При этом они бегали по животам, рукам и ногам, тыкались носами в одежду ища еду, так как собак специально никто не кормил, а сами индейцы питались от случая к случаю. Крики и удары не останавливали назойливых животных, поэтому оставалось только лежать и терпеть.

В гостях в палатке инну, 1863 года. Как видно за 250 лет мало что изменилось, собаки на месте
В гостях в палатке инну, 1863 года. Как видно за 250 лет мало что изменилось, собаки на месте

С Ле Жене приключился на этой почве забавный случай. Однажды, когда он дремал, то почувствовал толчки в бок. Думая, что это собака, он нашарил дубинку и с криком - Аче! Аче!, которым индейцы отгоняют собак, ударил какое то тело. Оказалось,что это был его сосед, а не собака.

По мимо этих неудобств, собаки постоянно клянчили еду, во время приема пищи. Индейцы ели сидя на земле, положив свою порцию на кусок коры. Собаки одурев от запаха пищи, постоянно тыкались носом в эти тарелки. Поэтому прежде чем кусок мяса попадал в ваш рот, он мог быть облизан не одной собакой.

На этом моменте я заканчиваю описание бытовых условий проживания в зимнем лагере кочевых индейцев. В следующей части будет рассказано какой режим питания бы вас ждал, очутись вы зимой в индейском вигваме.