Некомпетентность или, как минимум, слабая осведомленность - бич не только российских чиновников в сфере образования. Вот и соседняя Финляндия отличилась.
Как говорится, лучшее - враг хорошего. Но не все это понимают. Ведь хочется, чтобы стало еще лучше. А получается, как всегда.
Задумка была интересная и прогрессивная: создать в финских школах общее учебное пространство, без классов, без стен, без дверей. Просто большой зал, разделенный ширмами, в котором будет одновременно учиться от 100 до 200 детей. Такой своеобразный большой лекторий, который можно трансформировать как вам хочется.
Отличная идея, которая многим понравилась и была одобрена. В этом эксперименте захотели участвовать более 4 тысяч финских школ. Дело это добровольное, финское министерство образования никому ничего не навязывает. Школы решают это для себя сами.
Прошли первые месяцы учебы в новом учебном пространстве и к психологам выстроились очереди "ненормальных" учеников из школ, участвовавших в эксперименте.
Этих детей руководство школ стало определять как гиперактивных или аутичных, а это, само по себе, уже серьезный психический диагноз. Но родители отмечают, что дети ведут себя ненормально только в школе. Вне школы все отлично.
Оказалось, что в процессе обучения в открытом пространстве одни дети стали более активными, прямо скажем, гиперактивными, другие замкнулись, ушли в себя, продемонстрировав аутичные симптомы. Всех этих детей моментально отправили к психологам для подтверждения диагнозов.
Психологи же, в свою очередь, выявили главное: причина не в детях, а в том, в каких условиях они учатся. У детей психическая перегрузка и нарушение концентрации внимания.
Представьте, вы сидите в большом зале и слушаете преподавателя, а рядом, метрах в 10 от вас другой преподаватель что-то объясняет своим ученикам. При этом много разных голосов, шумов, разговоров. А вам ведь надо сосредоточится на том, что вам говорят. Как думаете, легко ли это сделать?
Такая система обучения хороша, когда дети совместно работают над проектами. А если надо решить сложную задачу по математике, а твой сосед пытается выучить стихотворение вслух, тогда как быть?
Я сама несколько лет назад работала в фирме, в которой была применена система работы в открытом пространстве. Все сотрудники сидели в большом зале, разделенные офисными перегородками. Работать было просто невозможно. Постоянные телефонные звонки, разговоры, хождения людей вокруг. Это раздражало, мешало сосредоточится. Хорошо, что у меня в контракте был пункт, по которому я могла попросить отдельный кабинет, что я и сделала. А иначе хоть увольняйся (что я потом и сделала).
А теперь представьте, что если даже взрослый человек испытывает дискомфорт от такой системы работы или учебы, что же говорить о детях?
Финские психологи настоятельно рекомендовали пересмотреть эту новую систему обучения. Связано это прежде всего с тем, что порядка 10% детей плохо реагируют на посторонние звуки, не могут сосредоточится, раздражаются. Эти дети являются от природы чувствительными к звуковым раздражителям. Поэтому для них обучение должно проходить в классе. Ведь психологические нарушения и даже небольшие отклонения могут переходить со временем даже в агрессию, что совсем уже недопустимо.
Кроме того, психологи отмечают, что такие отклонения в поведении вплоть до агрессии, могут встречаться даже у совершенно нормальных детей.
В Управлении образования Финляндии признали, что перед введением данных новшеств никаких исследований серьезно не проводилось. И в дальнейшем каждая школа может сама выбирать, как организовывать у себя учебное пространство.
Но уже сейчас понятно, что эксперимент не слишком удачный.