Чтобы начать понимать фондовый рынок, неплохо что-нибудь посмотреть или почитать. Если еще не смотрели «Игру на понижение» — то немедленно сделайте это, фильм классный и, главное, — понятный.
Что касается книг, то предлагаю начать с Александра Элдера «Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом». Ее написал психиатр, который тоже совершенно случайно и полностью самостоятельно решил освоить трейдинг. В аннотации было написано, что читается она легко. Подтверждаю — действительно легко. Если все равно лень читать — на этом канале я буду публиковать интересные выжимки.
Что психиатр может знать о биржах? Элдер — прикольный дядька, бежал с советского парохода в Африке, в Америке работал психиатром и в какой-то момент увлекся трейдингом.
Забавно читать книгу, написанную, когда ПК было в диковинку, и «некоторые трейдеры даже использовали для своих вычислений компукстер». Сейчас онлайн биржа — это норма, но книга не утратила актуальности. Напротив, некоторые вещи становятся понятнее, когда вникаешь в суть, а не нажимаешь на кнопку чтобы построить какой-то там график. Да и вообще мне близок этот гуманитарно-психиатрический подход.
Некоторые неочевидные вещи, которые я для себя вынесла:
1) Все знают, что играть нужно с холодной головой. Но не все понимают, что биржа будет играть с вашими эмоциями и слабостями. Жадностью, страхами, эго. Можно ли к этому быть готовым? Наверное нет, но можно попробовать не обманывать себя.
2) На бирже не бывает универсальных, пакетных решений, «секретов», эдакой кнопки «деньги». Если вам впаривают нечто подобное — это вранье. Биржевые гуру как сломанные часы — дважды в день показывают верное время. Полагайтесь только на свою голову.
3) Биржа устроена так, чтобы большинство проиграло. Всегда в плюсе только сама биржа — она в любом случае заберет свою комиссию. Брокерам выгодно заманивать в игру будущих неудачников. В этой игре не может быть союзников, только конкуренты.
И на сладенькое:
4) Биржевые графики далеко не всегда коррелируют с реальным положением дел в компании или отрасли. Фактически график — это эмоции биржевой толпы. Да, эмоция может быть вызвана какими-то изменениями в компании или отрасли, но чаще толпа варится в собственных переживаниях.
Кстати, о толпах. Меня всегда завораживала идея того что один человек или организация могут управлять умами тысяч людей, достаточно просто применить пару техник 😈 Возможно, это именно то, что подтолкнуло меня к выбору социологии в качестве специальности.
Могу ли я теперь силой мысли заставить сотню незнакомых людей подпрыгнуть или подарить мне 100 баксов? Скорее всего нет (честно сказать, я не пыталась) 🙈
Легко ли управлять массовым сознанием? Черт возьми, да. Можно заставить человека видеть более низкие цены, сделав логотип магазина красным. Можно заставить человека взять кредит, показав сумму ежедневного платежа вместо ежемесячного. Поведение масс чудовищно предсказуемо 🏃♂ 🏃♂ 🏃♂
Элдер (наш трейдер-психиатр) советует почитать по теме вот что:
— Гюстав Лебон «Психология народов и масс»
— Чарльз Маккей «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы»
Бонусом книжки, которые мы проходили на курсе социальной психологии в НГУ:
— Акоп Назаретян «Психология стихийного массового поведения»
— Габриэль Тард «Сознание масс» (эту можно послушать!)
— Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ человеческого Я»
(он не только про озабоченных детей писал, ага!)