Як-9 - Универсальный солдат Часть 1 - рождение
Як-9 - Универсальный солдат. Часть 2 - буква "Т"
Як-9 - Универсальный солдат. Часть 3 - буква "Д"
Як-9 - Универсальный солдат. Часть 4 - "ДД"
Як-9 - Универсальный солдат. Часть 5 - "М"
Як-9 - Универсальный солдат Часть 6 М-106.
Як-9 - Универсальный солдат Часть 7 М-107
Як-9 - Универсальный солдат Часть 8 - "У"
Як-9 - Универсальный солдат Часть 9 - "УТ"
Як-9 - Универсальный солдат Часть 10 - "П"
Кстати, скорее всего и это не последняя статья про Як-9. Даже представить не мог, начиная первую статью еще про Як-7, что все вот так развернется. А вот поди ж ты :)
Итак, вторая мировая закончилась, и стало очевидно, что авиация становится реактивной. Но - она вроде как, конечно, становится, но вообще-то из реактивных двигателей есть недоделанный прототип конструкции А.М. Люльки да РД-10 и РД-20, они же, соответственно, трофейные немецкие Junkers Jumo 004 и BMW-003A. Двигатели проблемные, перспективы у них сомнительные, тяга невелика.
Собственно, они и разрабатывались практически как эрзац-двигатели для массового производства в условиях дефицита необходимых материалов. Советские специалисты достаточно быстро их довели до ума. Взлетели первые советские реактивные истребители Як-15 и МиГ-9, но перспективы этих машин с такими двигателями были явно не блестящие.
В таки условиях отказываться от проверенных поршневых истребителей было рано - и были разработаны уже послевоенные, цельнометаллические варианты истребителей - Як-9П, Ла-9 и Ла-11.
Однако эти машины быстро оказались на вторых ролях - после покупки у англичан двигателей Rolls-Royce Derwent V и Rolls-Royce Nene, который в СССР были запущены в серию как РД-500 и РД-45, а также форсирования работ над двигателями Микулина, приведшим к созданию двигателя АМ-5, и быстрого создания на их основе новых истребителей Як-23, Як-25 (первый с таким названием, его развитие - Як-27, Як-30, Як-50 и полуфантастический для конца 1940 годов проект перехватчика Як-М), Ла-15, МиГ-15 стало ясно что реактивная авиация это уже не будущее, а настоящее.
Як-9П - самолет для друзей
В результате бурного развития реактивной авиации Як-9П, как и остальные поршневые истребители, оказались не нужны ВВС и активно начали поставляться союзникам - из 801 выпущенного истребителя 550 были переданы ВВС дружественных стран.
Среди прочих Як-9П получили и ВВС Корейской народно-демократической республики.
Разделенная на 2 части Корея после окончания японской оккупации оказалась в сложнейшем положении - если на Севере ситуация более или менее стабилизировалась, то на южной половине Корейского полуострова, ситуация постоянно обострялась. США силами тех корейцев, кто еще недавно сотрудничал с японскими оккупантами, активно подавляли демократию на юге полуострова, не гнушаясь никакими методами. Собственно, ничего нового для себя американцы не делали - они просто руками местных марионеток начали физически убивать и уничтожать тех, кто позволял себе инакомыслие. И в конце концов уже сами американские войска устроили жутчайшую резню населения на острове Чеджу, и еще одна ссылка. А за резней на острове началась открытая бойня всех политических сил, которые могли оппонировать посаженному на трон американцами правительству Ли Сын Мана - в первую очередь уничтожались участники левых политических партий. Все это не могло не привести к войне - и Северная Корея атаковала. Так началась последняя война Як-9П.
Оппоненты и союзники Як-9П в небе Кореи
Безусловно, сразу вспоминаются два самых сильных истребителя противников - МиГ-15 и F86 "Sabre", навечно слившаяся в единое целое пара непримиримых врагов в небе Кореи.
Вот только война в Корее началась 25 июня 1950 года, а первые МиГи появились в Корее только в ноябре. "Сейбры" - еще позже, после того как стало понятно - МиГ-15 перед любым другим истребителем США имеет подавляющее преимущество.
Но первые воздушные бои в Корее вели другие самолеты. Американцы выкатили практически весь имевшийся арсенал поршневых истребителей: Chance Vought F4U Corsair, Grumman F7F Tigercat, North American P-51 Mustang, North American F-82 Twin Mustang.
Также в боях с первых дней принимали участие реактивные американские истребители McDonnell F2H Banshee, Douglas F3D Skyknight, Grumman F9F Panther, Lockheed F-80 Shooting Star.
Отметились и англичане, с СиФайрами и реактивными Глостер "Метеор".
Но главной опасностью для КНДР были мощные американские бомбардировщики В-26 и особенно В-29 "Superfortress" - дальнейшее развитие "летающих крепостей" В-17.
Сбить такой бомбардировщик, еще и идущий в строю, когда все машины прикрывают друг друга огнем пулеметов - задача сложнейшая. Немецкие пилоты описывают атаку на строй стратегических бомбардировщиков В-17 - предшественников В-29 - в самых ярких выражениях. Еще хуже пришлось японцам, которые в 1945 году встретились над Токио с самими В-29. Высокая скорость, огромные размеры, прочность и мощнейшее оборонительное вооружение делали атаку на эту цель невероятно опасной.
Разница в численности была просто огромной. Общее количество только американских самолетов перевалило далеко за 1500 единиц - даже без ВВС Южной Кореи и "войск ООН". Корейцы могли противопоставить этому от 120 до 250 (по разным данным, непонятно сколько из отправленных из СССР машин дошли до КНДР) советских самолетов - в первую очередь штурмовиков Ил-10, несколько десятков истребителей Ла-9 и Як-9П, и кроме того - в этой число вошли несколько десятков учебно-тренировочных Як-11 и Як-18. Собственно, ВВС КНДР к началу войны состояли из одной авиадивизии смешанного состава из трех полков - истребительного, штурмового и бомбардировочного. В составе истребительного авиаполка имелось 79 истребителей Як-9 разных модификаций.
Война все покажет...
Однако начало войны оказалось крайне неожиданным - за несколько дней боев ВВС КНДР просто уничтожили авиацию Южной Кореи в небе и на аэродромах, а заодно нанесли заметный урон транспортным самолетам ВВС США - и на первых ролях были именно Яки.
25 июня 1950 года пара Як-9П перехватила американский транспортный самолет С-54 и сбила его - это была первая победа Яков в Корее.
Однако в бой вступили американские пилоты. 27 июня стал самым неудачным днем для ВВС КНДР - были потеряны несколько машин, подтвержденных корейцами, а первым - учебно-тренировочный Як-11, который по каким-то причинам был послан в боевой вылет. Судя по описанию боя от американцев после первой успешной атаки на Р-51 яки начали атаковать наземные цели, что позволило Р-51 атаковать их одного за другим. Описание сомнительное, тем более что американцы часто путали Як-9П с штурмовиками Ил-10, работавшими в том же районе. Тем не менее потери Яков были подтверждены и корейцами.
Однако таких удач у США было немного, и к 29 июня маленькие ВВС КНДР так успели насолить американцам, что те решили уничтожить их на земле - нанеся мощный штурмовой удар по аэродромам корейских ВВС. Сообщения о результатах сильно разнятся, но сам факт того, что американские ВВС имея огромное численное преимущество были вынуждены отвлекаться на подавление действия ВВС КНДР дает понять, что корейцы дрались хорошо. До 1 июля американские ВВС только официально признали потерю в бою 12 самолетов - пилоты КНДР потеряли в боях примерно столько же.
Тут надо упомянуть о том, что в Корее ярко проявилась американская традиция занижать боевые потери, переводя их в небоевые. Ну то есть причина потери самолета "пожар в двигателе", и это правда - пожар действительно был. А вот о том, что причиной этого пожара стали 20 и 23-мм снаряды, которые в этот двигатель уложил пролетавший мимо по своим делам корейский Як-9, это уже для отчетности неважно. Небоевая потеря!
Кроме того, отмечены приступы "немецкой болезни" - это когда потерянные самолеты упорно списывались на огонь зенитной артиллерии - даже если зениток в районе боя не было, а корейские Як-9П, заявлявшие сбитых американцев, были. Аналогичная история с погибшими немецкими асами на Восточном фронте, кого ни возьми - "сбит зенитками" или "сбит стрелками бомбардировщиков", даже если четко установлено время, место и обстоятельства боя и фамилия советского пилота, который сбил вот этого конкретного немецкого аса.
В общем, как мне кажется, можно уверенно говорить что список побед корейских пилотов за первую неделю боев явно больше 12 признанных американцами потерь.
Однако особенно интересным фактом стало то, что 30 июня ВВС США потеряли кроме бомбардировщика В-26 (который корейцы тут же заявили как В-29) еще и два реактивных истребителя F80 - правда, настаивая на том, что они были сбиты огнем с земли - так же как и В-26. Однако в районе боя зенитных батарей не было, пилоты 36-й эскадрильи ВВС США сообщили что вели бой с "яками" - а по сообщениям корейцев пилот одного из Як-9П Ли Дон Гю 30 числа заявил победу над американским бомбардировщиком В-26. Кто сбил реактивные истребители выяснить не удалось, но американцы упорно настаивали на "огне с земли". Ведь если реактивный истребитель был сбит старым советским Як-9 - это ну вот очень неприятно, это практически скандал. Но, учитывая то, что корейские пилоты на Як-9П явно не комусином сапсо хлебали, это был только вопрос времени - и 12 июля Ли Дон Гю записал на свой счет первый реактивный истребитель США P-80.
Вошедший во вкус Ли Дон Гю явно не собирался останавливаться. 12 июля 1950 года он вошел в историю, как человек первым сбивший стратегический бомбардировщик ВВС США в воздушном бою после окончания Второй мировой войны. Он атаковал группу В-29 и сбил В-29А б/н 44-69866 из 28-й БАЭ 19-й БАГ ВВС США. Экипаж сумел дотянуть до моря и выбросился с парашютами. ВВС США признали потерю. Остальные пилоты его полка тоже не хотели отставать от командира.
Постоянно, день за днем, шли тяжелые бои - и оценивая признанные сторонами потери есть все основания утверждать что пилоты КНДР на Як-9П как минимум не уступали оппонентам, нанося им удар за ударом.
Естественно, маленькие ВВС КНДР не могли остановить налеты имевших многократное численное преимущество американцев - но сражались хорошо. СССР быстро начал переброску Як-9П с близлежащих аэродромов, а для противодействия американским реактивным самолетам было принято решение о переброске в Корею МиГ-15.
Сравнение с оппонентами
Однако за первые полгода боев Як-9П успел показать в небе, на что он способен. В целом, сравнивая его с оппонентами, становится очевидно, что американским пилотам против Як-9П приходилось несладко.
Еще в 1945 году англичанам удалось заполучить Як-9 с двигателем М-105, на котором летал командир эскадрильи Джим Сторерер.
Сравнивая имевшиеся Як-9М со своими самолетами в 1945 году на авиабазе в Бари, американцы и англичане с удивлением обнаружили, что этот деревянный истребитель в ближнем бою превосходит любой истребитель ВВС США, а благодаря отличным разгонным характеристикам не позволяем им оторваться.
Як-9П с мотором М-107 стал еще сильнее. Скорость, по результатам испытаний серийных машин, составляла 590 км в час у земли и 660 км в час на высоте - и это на режиме двигателя 3000 оборотов в минуту, без использования боевого режима 3200 оборотов. Великолепная маневренность давала Яку безусловное превосходство над любым американским поршневым истребителем - ни Мустанг, ни Корсар не могли сравниться с Як-9П в этом отношении.
Южнокорейским "мустангам" пилоты Северной Кореи на Як-9П устроили просто бойню, буквально за несколько дней практически полностью уничтожив южнокорейские ВВС. Объективности ради нужно отметить, что ни Корсар, ни Мустанг не были легкими воздушными бойцами - Мустанг дальний истребитель, а Корсар - палубник-универсал. Но легче пилотам США и Южной Кореи от осознания этих фактов не становилось - на боевых высотах, а бои велись на высотах до 5-6 тысяч метров, Як-9П имел превосходство буквально в любом маневре в бою. Американские пилоты Р-51 и F4U, имевшие опыт второй мировой, показали себя намного лучше южнокорейских - но и им против Як-9П приходилось тяжело.
Против реактивных самолетов дела у Як-9П обстояли намного хуже. Даже F-80 или Глостер Метеор были явно быстрее чем Як-9 - скорость "Шутинг Стара" была порядка 850 км в час. В скороподъемности реактивный американец также выигрывал. Правда, разница была заметной, но не подавляющей - 5000 метров реактивный американец набирал примерно за 4 минуты на максимальном режиме работы двигателя 11 500 оборотов с минуту и чуть менее чем за 5 минут - на 11 200 оборотов, Як-9П отставал примерно на 0,5 - 0,6 минуты - при условии что не был загружен топливом до упора - и в принципе при удачном стечении обстоятельств мог и зацепиться за уходящего вверх американца.
Но главным моментом было то, что бои велись в первую очередь при атаке и защите бомбардировщиков и штурмовиков - а значит пилотам F-80 было сложно реализовать преимущество в скорости и скороподъемности, ведь нельзя далеко отрываться от прикрываемых машин - и Як-9П получали шанс реализовать превосходство в маневре. Пилотам КНДР этого шанса часто бывало достаточно.
F9F Panther флота США были еще более опасными машинами. Скорость доходила до 950 км в час, скороподъемность была близка к "Сейбрам" - не случайно именно F9F Panther считается первым самолетом, сумевшим сбить МиГ-15. Як-9П вряд ли мог что-то противопоставить этой машине - и чем дальше, тем больше становился разрыв между ветераном и современными реактивными самолетами.
Но - свой длинный боевой путь, начавшийся еще со срочного создания опытного легкого, перспективного И-26 в 1940 году ветеран Як-9П закончил, как и положено универсальному солдату - в бою. И даже в последних боях оставался грозным соперником, сумев записать на свой счет и реактивных оппонентов.
P.S. Часто говорят что после Второй мировой войны Яки ушли в тень - и отчасти это правда. Но история истребителей "Як" на этом не завершилась. Интересная история.
Подписывайтесь. Будет интересно.
Использованные источники:
http://www.airwar.ru/ - Уголок неба
http://авиару.рф/
Морозов В. "Последний поршневой Як", Авиация и космонавтика, №6 2014 год
Якубович Н.В. - Неизвестный Яковлев - «Железный» авиаконструктор
Якубович Н.В. - Истребитель Як-9 - заслуженный фронтовик