Найти в Дзене
Аспид не согласен!

Як-9 - Универсальный солдат. Последний бой.

Оглавление

Як-9 - Универсальный солдат Часть 1 - рождение

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 2 - буква "Т"

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 3 - буква "Д"

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 4 - "ДД"

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 5 - "М"

Як-9 - Универсальный солдат Часть 6 М-106.

Як-9 - Универсальный солдат Часть 7 М-107

Як-9 - Универсальный солдат Часть 8 - "У"

Як-9 - Универсальный солдат Часть 9 - "УТ"

Як-9 - Универсальный солдат Часть 10 - "П"

Кстати, скорее всего и это не последняя статья про Як-9. Даже представить не мог, начиная первую статью еще про Як-7, что все вот так развернется. А вот поди ж ты :)

Итак, вторая мировая закончилась, и стало очевидно, что авиация становится реактивной. Но - она вроде как, конечно, становится, но вообще-то из реактивных двигателей есть недоделанный прототип конструкции А.М. Люльки да РД-10 и РД-20, они же, соответственно, трофейные немецкие Junkers Jumo 004 и BMW-003A. Двигатели проблемные, перспективы у них сомнительные, тяга невелика.

Эрзац-истребитель - деревянный реактивный "фольксягер" - "народный истребитель" Не-162 "Саламандра" и его двигатель BMW-003 известны меньше чем Ме-262 с двумя Jumo-004.  В СССР этот мотор получил название РД-20
Эрзац-истребитель - деревянный реактивный "фольксягер" - "народный истребитель" Не-162 "Саламандра" и его двигатель BMW-003 известны меньше чем Ме-262 с двумя Jumo-004. В СССР этот мотор получил название РД-20

Собственно, они и разрабатывались практически как эрзац-двигатели для массового производства в условиях дефицита необходимых материалов. Советские специалисты достаточно быстро их довели до ума. Взлетели первые советские реактивные истребители Як-15 и МиГ-9, но перспективы этих машин с такими двигателями были явно не блестящие.

В таки условиях отказываться от проверенных поршневых истребителей было рано - и были разработаны уже послевоенные, цельнометаллические варианты истребителей - Як-9П, Ла-9 и Ла-11.

Ла-15 - истребитель с менее мощным РД-500 не уступавший МиГ-15, а в некоторых характеристиках и превосходивший его, так и не пошел в большую серию.
Ла-15 - истребитель с менее мощным РД-500 не уступавший МиГ-15, а в некоторых характеристиках и превосходивший его, так и не пошел в большую серию.

Однако эти машины быстро оказались на вторых ролях - после покупки у англичан двигателей Rolls-Royce Derwent V и Rolls-Royce Nene, который в СССР были запущены в серию как РД-500 и РД-45, а также форсирования работ над двигателями Микулина, приведшим к созданию двигателя АМ-5, и быстрого создания на их основе новых истребителей Як-23, Як-25 (первый с таким названием, его развитие - Як-27, Як-30, Як-50 и полуфантастический для конца 1940 годов проект перехватчика Як-М), Ла-15, МиГ-15 стало ясно что реактивная авиация это уже не будущее, а настоящее.

К сожалению так и не нашлось фотографий Як-27 - первого самолета с этим индексом. На фото его дальнейшее развитие, перехватчик Як-50 (первый) 1949 года,  превосходивший МиГ-17, но в серийное производство не пропущенный. То же случилось и с Як-27 (первым) - при равном двигателе ВК-1 он был легче чем МиГ-15 почти на тонну и явно его превосходил в маневре и динамике - но в большую серию пошел более тяжелый МиГ, которому в Корее так не хватало маневренности в боях с "Сейбрами"...
К сожалению так и не нашлось фотографий Як-27 - первого самолета с этим индексом. На фото его дальнейшее развитие, перехватчик Як-50 (первый) 1949 года, превосходивший МиГ-17, но в серийное производство не пропущенный. То же случилось и с Як-27 (первым) - при равном двигателе ВК-1 он был легче чем МиГ-15 почти на тонну и явно его превосходил в маневре и динамике - но в большую серию пошел более тяжелый МиГ, которому в Корее так не хватало маневренности в боях с "Сейбрами"...

Як-9П - самолет для друзей

В результате бурного развития реактивной авиации Як-9П, как и остальные поршневые истребители, оказались не нужны ВВС и активно начали поставляться союзникам - из 801 выпущенного истребителя 550 были переданы ВВС дружественных стран.

Як-9П ВВС социалистической Албании, 1951 год.
Як-9П ВВС социалистической Албании, 1951 год.

Среди прочих Як-9П получили и ВВС Корейской народно-демократической республики.

Як-9П ВВС КНДР, 1950 год
Як-9П ВВС КНДР, 1950 год

Разделенная на 2 части Корея после окончания японской оккупации оказалась в сложнейшем положении - если на Севере ситуация более или менее стабилизировалась, то на южной половине Корейского полуострова, ситуация постоянно обострялась. США силами тех корейцев, кто еще недавно сотрудничал с японскими оккупантами, активно подавляли демократию на юге полуострова, не гнушаясь никакими методами. Собственно, ничего нового для себя американцы не делали - они просто руками местных марионеток начали физически убивать и уничтожать тех, кто позволял себе инакомыслие. И в конце концов уже сами американские войска устроили жутчайшую резню населения на острове Чеджу, и еще одна ссылка. А за резней на острове началась открытая бойня всех политических сил, которые могли оппонировать посаженному на трон американцами правительству Ли Сын Мана - в первую очередь уничтожались участники левых политических партий. Все это не могло не привести к войне - и Северная Корея атаковала. Так началась последняя война Як-9П.

Оппоненты и союзники Як-9П в небе Кореи

Безусловно, сразу вспоминаются два самых сильных истребителя противников - МиГ-15 и F86 "Sabre", навечно слившаяся в единое целое пара непримиримых врагов в небе Кореи.

Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы. (с) М.А.Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы. (с) М.А.Булгаков, "Мастер и Маргарита"

Вот только война в Корее началась 25 июня 1950 года, а первые МиГи появились в Корее только в ноябре. "Сейбры" - еще позже, после того как стало понятно - МиГ-15 перед любым другим истребителем США имеет подавляющее преимущество.

F-4U Corsair - легенда американского флота. Просто представьте - эта машина начала воевать еще против японских "Зеро" во время Второй мировой войны - а заканчивала карьеру уже даже не в Корее, а во Вьетнаме, в одном небе с  McDonnell Douglas F-4 Phantom II и МиГ-21. 595 км в час у земли, 715 на большой высоте и неплохая маневренность - серьезный противник.
F-4U Corsair - легенда американского флота. Просто представьте - эта машина начала воевать еще против японских "Зеро" во время Второй мировой войны - а заканчивала карьеру уже даже не в Корее, а во Вьетнаме, в одном небе с McDonnell Douglas F-4 Phantom II и МиГ-21. 595 км в час у земли, 715 на большой высоте и неплохая маневренность - серьезный противник.

Но первые воздушные бои в Корее вели другие самолеты. Американцы выкатили практически весь имевшийся арсенал поршневых истребителей: Chance Vought F4U Corsair, Grumman F7F Tigercat, North American P-51 Mustang, North American F-82 Twin Mustang.

North American F-82 Twin Mustang - наверное, один из самых необычных самолетов в истории. И это не экспериментальный самолет, а боевая машина - таких в Корее были десятки. Скорость 771 км в час (вариант с двигателями Аллисон - 738 км в час) на высоте 7655 (6400) метров.
North American F-82 Twin Mustang - наверное, один из самых необычных самолетов в истории. И это не экспериментальный самолет, а боевая машина - таких в Корее были десятки. Скорость 771 км в час (вариант с двигателями Аллисон - 738 км в час) на высоте 7655 (6400) метров.

Также в боях с первых дней принимали участие реактивные американские истребители McDonnell F2H Banshee, Douglas F3D Skyknight, Grumman F9F Panther, Lockheed F-80 Shooting Star.

Lockheed F-80 Shooting Star - американцы изначально считали что этого истребителя будет вполне достаточно для подавления любого сопротивления в небе Кореи. И у них были все основания так считать - до появления МиГ-15.
Lockheed F-80 Shooting Star - американцы изначально считали что этого истребителя будет вполне достаточно для подавления любого сопротивления в небе Кореи. И у них были все основания так считать - до появления МиГ-15.

Отметились и англичане, с СиФайрами и реактивными Глостер "Метеор".

Gloster Meteor - первый реактивный истребитель союзников. Взлетел еще в 1943 году, а в 1944 году уже совершал боевые вылеты по перехвату крылатых ракет ФАУ-1
Gloster Meteor - первый реактивный истребитель союзников. Взлетел еще в 1943 году, а в 1944 году уже совершал боевые вылеты по перехвату крылатых ракет ФАУ-1

Но главной опасностью для КНДР были мощные американские бомбардировщики В-26 и особенно В-29 "Superfortress" - дальнейшее развитие "летающих крепостей" В-17.

Boeing B-29 Superfortress. Скорость 610 км в час (крейсерская 320-400 км в час), до 9 тонн бомб и 12 пулеметов Браунинг 12,7мм. Сильнейший бомбардировщик в мире в конце 40-х годов 20 века. Именно это самолет  с личным названием "Enola Gay" сбросил на Хиросиму  атомную бомбу «Little Boy» 6 августа 1945 года. Это был первый ядерный удар в истории.
Boeing B-29 Superfortress. Скорость 610 км в час (крейсерская 320-400 км в час), до 9 тонн бомб и 12 пулеметов Браунинг 12,7мм. Сильнейший бомбардировщик в мире в конце 40-х годов 20 века. Именно это самолет с личным названием "Enola Gay" сбросил на Хиросиму атомную бомбу «Little Boy» 6 августа 1945 года. Это был первый ядерный удар в истории.

Сбить такой бомбардировщик, еще и идущий в строю, когда все машины прикрывают друг друга огнем пулеметов - задача сложнейшая. Немецкие пилоты описывают атаку на строй стратегических бомбардировщиков В-17 - предшественников В-29 - в самых ярких выражениях. Еще хуже пришлось японцам, которые в 1945 году встретились над Токио с самими В-29. Высокая скорость, огромные размеры, прочность и мощнейшее оборонительное вооружение делали атаку на эту цель невероятно опасной.

Истребитель Ла-9 ВВС Китайской Народной Республики, конец 1940-х годов.
Истребитель Ла-9 ВВС Китайской Народной Республики, конец 1940-х годов.

Разница в численности была просто огромной. Общее количество только американских самолетов перевалило далеко за 1500 единиц - даже без ВВС Южной Кореи и "войск ООН". Корейцы могли противопоставить этому от 120 до 250 (по разным данным, непонятно сколько из отправленных из СССР машин дошли до КНДР) советских самолетов - в первую очередь штурмовиков Ил-10, несколько десятков истребителей Ла-9 и Як-9П, и кроме того - в этой число вошли несколько десятков учебно-тренировочных Як-11 и Як-18. Собственно, ВВС КНДР к началу войны состояли из одной авиадивизии смешанного состава из трех полков - истребительного, штурмового и бомбардировочного. В составе истребительного авиаполка имелось 79 истребителей Як-9 разных модификаций.

Война все покажет...

Однако начало войны оказалось крайне неожиданным - за несколько дней боев ВВС КНДР просто уничтожили авиацию Южной Кореи в небе и на аэродромах, а заодно нанесли заметный урон транспортным самолетам ВВС США - и на первых ролях были именно Яки.

25 июня 1950 года пара Як-9П перехватила американский транспортный самолет С-54 и сбила его - это была первая победа Яков в Корее.

Як-9П ВВС КНДР - примерно так же был окрашен истребитель Ли Дон Гю.
Як-9П ВВС КНДР - примерно так же был окрашен истребитель Ли Дон Гю.

Однако в бой вступили американские пилоты. 27 июня стал самым неудачным днем для ВВС КНДР - были потеряны несколько машин, подтвержденных корейцами, а первым - учебно-тренировочный Як-11, который по каким-то причинам был послан в боевой вылет. Судя по описанию боя от американцев после первой успешной атаки на Р-51 яки начали атаковать наземные цели, что позволило Р-51 атаковать их одного за другим. Описание сомнительное, тем более что американцы часто путали Як-9П с штурмовиками Ил-10, работавшими в том же районе. Тем не менее потери Яков были подтверждены и корейцами.

Однако таких удач у США было немного, и к 29 июня маленькие ВВС КНДР так успели насолить американцам, что те решили уничтожить их на земле - нанеся мощный штурмовой удар по аэродромам корейских ВВС. Сообщения о результатах сильно разнятся, но сам факт того, что американские ВВС имея огромное численное преимущество были вынуждены отвлекаться на подавление действия ВВС КНДР дает понять, что корейцы дрались хорошо. До 1 июля американские ВВС только официально признали потерю в бою 12 самолетов - пилоты КНДР потеряли в боях примерно столько же.

Як-9П - одна и та же машина в расцветке ВВС КНДР и США. несколько разбитых Як-9П были захвачены американцами на аэродроме Кимпо, один восстановлен и отправлен в США на испытания.
Як-9П - одна и та же машина в расцветке ВВС КНДР и США. несколько разбитых Як-9П были захвачены американцами на аэродроме Кимпо, один восстановлен и отправлен в США на испытания.

Тут надо упомянуть о том, что в Корее ярко проявилась американская традиция занижать боевые потери, переводя их в небоевые. Ну то есть причина потери самолета "пожар в двигателе", и это правда - пожар действительно был. А вот о том, что причиной этого пожара стали 20 и 23-мм снаряды, которые в этот двигатель уложил пролетавший мимо по своим делам корейский Як-9, это уже для отчетности неважно. Небоевая потеря!

Кроме того, отмечены приступы "немецкой болезни" - это когда потерянные самолеты упорно списывались на огонь зенитной артиллерии - даже если зениток в районе боя не было, а корейские Як-9П, заявлявшие сбитых американцев, были. Аналогичная история с погибшими немецкими асами на Восточном фронте, кого ни возьми - "сбит зенитками" или "сбит стрелками бомбардировщиков", даже если четко установлено время, место и обстоятельства боя и фамилия советского пилота, который сбил вот этого конкретного немецкого аса.

Як-9П на испытаниях в США
Як-9П на испытаниях в США

В общем, как мне кажется, можно уверенно говорить что список побед корейских пилотов за первую неделю боев явно больше 12 признанных американцами потерь.

Однако особенно интересным фактом стало то, что 30 июня ВВС США потеряли кроме бомбардировщика В-26 (который корейцы тут же заявили как В-29) еще и два реактивных истребителя F80 - правда, настаивая на том, что они были сбиты огнем с земли - так же как и В-26. Однако в районе боя зенитных батарей не было, пилоты 36-й эскадрильи ВВС США сообщили что вели бой с "яками" - а по сообщениям корейцев пилот одного из Як-9П Ли Дон Гю 30 числа заявил победу над американским бомбардировщиком В-26. Кто сбил реактивные истребители выяснить не удалось, но американцы упорно настаивали на "огне с земли". Ведь если реактивный истребитель был сбит старым советским Як-9 - это ну вот очень неприятно, это практически скандал. Но, учитывая то, что корейские пилоты на Як-9П явно не комусином сапсо хлебали, это был только вопрос времени - и 12 июля Ли Дон Гю записал на свой счет первый реактивный истребитель США P-80.

Ли Дон Гю и Ким Гин Ок - асы первых боев ВВС КНДР. Ли Дон Гю (слева) командир истребительного полка ВВС КНДР, ас корейской войны - 5 (по другим данным 8) сбитых самолетов противника, в том числе первый стратегический бомбардировщик В-29, а 12 июля 1950 года и первый сбитый реактивный самолет противника - 19 июля во время очередного налета американцев пилотируя Як-9П в групповом бою атаковал и сбил F-80C капитана ВВС США Х. Оделла, и американцы уже не могли не признать потерю. Ким Гин Ок - командир эскадрильи в том же полку. По данным корейцев на его счету целых три сбитых В-29, а общее количество сбитых самолетов противника - 10. Также 10 побед на счету Кан Чон Дока, фото мне найти не удалось.
Ли Дон Гю и Ким Гин Ок - асы первых боев ВВС КНДР. Ли Дон Гю (слева) командир истребительного полка ВВС КНДР, ас корейской войны - 5 (по другим данным 8) сбитых самолетов противника, в том числе первый стратегический бомбардировщик В-29, а 12 июля 1950 года и первый сбитый реактивный самолет противника - 19 июля во время очередного налета американцев пилотируя Як-9П в групповом бою атаковал и сбил F-80C капитана ВВС США Х. Оделла, и американцы уже не могли не признать потерю. Ким Гин Ок - командир эскадрильи в том же полку. По данным корейцев на его счету целых три сбитых В-29, а общее количество сбитых самолетов противника - 10. Также 10 побед на счету Кан Чон Дока, фото мне найти не удалось.

Вошедший во вкус Ли Дон Гю явно не собирался останавливаться. 12 июля 1950 года он вошел в историю, как человек первым сбивший стратегический бомбардировщик ВВС США в воздушном бою после окончания Второй мировой войны. Он атаковал группу В-29 и сбил В-29А б/н 44-69866 из 28-й БАЭ 19-й БАГ ВВС США. Экипаж сумел дотянуть до моря и выбросился с парашютами. ВВС США признали потерю. Остальные пилоты его полка тоже не хотели отставать от командира.

Постоянно, день за днем, шли тяжелые бои - и оценивая признанные сторонами потери есть все основания утверждать что пилоты КНДР на Як-9П как минимум не уступали оппонентам, нанося им удар за ударом.

Естественно, маленькие ВВС КНДР не могли остановить налеты имевших многократное численное преимущество американцев - но сражались хорошо. СССР быстро начал переброску Як-9П с близлежащих аэродромов, а для противодействия американским реактивным самолетам было принято решение о переброске в Корею МиГ-15.

Сравнение с оппонентами

Однако за первые полгода боев Як-9П успел показать в небе, на что он способен. В целом, сравнивая его с оппонентами, становится очевидно, что американским пилотам против Як-9П приходилось несладко.

Еще в 1945 году англичанам удалось заполучить Як-9 с двигателем М-105, на котором летал командир эскадрильи Джим Сторерер.

Сравнивая имевшиеся Як-9М со своими самолетами в 1945 году на авиабазе в Бари, американцы и англичане с удивлением обнаружили, что этот деревянный истребитель в ближнем бою превосходит любой истребитель ВВС США, а благодаря отличным разгонным характеристикам не позволяем им оторваться.

Як-9Д, попавший в руки англичан - машина явно позднего выпуска. Проблема с определением модификаций Як-9  том, что серийные машины с заводов далеко не всегда можно четко идентифицировать как машину той или иной модификации - обновления внедрялись постепенно, а в названии вообще могли никак не обозначаться. Вт и тут - машина указана как Як-9Д, но наклонная антенна и сдвинутая назад кабина явно выдают новый фюзеляж - от Як-9М (или Як-9ДД).
Як-9Д, попавший в руки англичан - машина явно позднего выпуска. Проблема с определением модификаций Як-9 том, что серийные машины с заводов далеко не всегда можно четко идентифицировать как машину той или иной модификации - обновления внедрялись постепенно, а в названии вообще могли никак не обозначаться. Вт и тут - машина указана как Як-9Д, но наклонная антенна и сдвинутая назад кабина явно выдают новый фюзеляж - от Як-9М (или Як-9ДД).

Як-9П с мотором М-107 стал еще сильнее. Скорость, по результатам испытаний серийных машин, составляла 590 км в час у земли и 660 км в час на высоте - и это на режиме двигателя 3000 оборотов в минуту, без использования боевого режима 3200 оборотов. Великолепная маневренность давала Яку безусловное превосходство над любым американским поршневым истребителем - ни Мустанг, ни Корсар не могли сравниться с Як-9П в этом отношении.

P-51 Mustang ВВС Южной Кореи, август 1950 года.
P-51 Mustang ВВС Южной Кореи, август 1950 года.

Южнокорейским "мустангам" пилоты Северной Кореи на Як-9П устроили просто бойню, буквально за несколько дней практически полностью уничтожив южнокорейские ВВС. Объективности ради нужно отметить, что ни Корсар, ни Мустанг не были легкими воздушными бойцами - Мустанг дальний истребитель, а Корсар - палубник-универсал. Но легче пилотам США и Южной Кореи от осознания этих фактов не становилось - на боевых высотах, а бои велись на высотах до 5-6 тысяч метров, Як-9П имел превосходство буквально в любом маневре в бою. Американские пилоты Р-51 и F4U, имевшие опыт второй мировой, показали себя намного лучше южнокорейских - но и им против Як-9П приходилось тяжело.

Lockheed F-80 Shooting Star - один и самых опасных противников Як-9П на первом этапе войны в Корее
Lockheed F-80 Shooting Star - один и самых опасных противников Як-9П на первом этапе войны в Корее

Против реактивных самолетов дела у Як-9П обстояли намного хуже. Даже F-80 или Глостер Метеор были явно быстрее чем Як-9 - скорость "Шутинг Стара" была порядка 850 км в час. В скороподъемности реактивный американец также выигрывал. Правда, разница была заметной, но не подавляющей - 5000 метров реактивный американец набирал примерно за 4 минуты на максимальном режиме работы двигателя 11 500 оборотов с минуту и чуть менее чем за 5 минут - на 11 200 оборотов, Як-9П отставал примерно на 0,5 - 0,6 минуты - при условии что не был загружен топливом до упора - и в принципе при удачном стечении обстоятельств мог и зацепиться за уходящего вверх американца.

Но главным моментом было то, что бои велись в первую очередь при атаке и защите бомбардировщиков и штурмовиков - а значит пилотам F-80 было сложно реализовать преимущество в скорости и скороподъемности, ведь нельзя далеко отрываться от прикрываемых машин - и Як-9П получали шанс реализовать превосходство в маневре. Пилотам КНДР этого шанса часто бывало достаточно.

F9F Panther - намного более опасный соперник
F9F Panther - намного более опасный соперник

F9F Panther флота США были еще более опасными машинами. Скорость доходила до 950 км в час, скороподъемность была близка к "Сейбрам" - не случайно именно F9F Panther считается первым самолетом, сумевшим сбить МиГ-15. Як-9П вряд ли мог что-то противопоставить этой машине - и чем дальше, тем больше становился разрыв между ветераном и современными реактивными самолетами.

Но - свой длинный боевой путь, начавшийся еще со срочного создания опытного легкого, перспективного И-26 в 1940 году ветеран Як-9П закончил, как и положено универсальному солдату - в бою. И даже в последних боях оставался грозным соперником, сумев записать на свой счет и реактивных оппонентов.

P.S. Часто говорят что после Второй мировой войны Яки ушли в тень - и отчасти это правда. Но история истребителей "Як" на этом не завершилась. Интересная история.

Вес всего 3000 кг, двигатель АМ-5 (будущий РД-9) с тягой 3750 кгс на форсаже, тяговоруженность - совершенно запредельная для конца 40-х. Боковые воздухозаборники и специально освобожденная для установки оборудования носовая часть истребителя - разработанного в 1949 году - за 18 лет до МиГ-23.
Вес всего 3000 кг, двигатель АМ-5 (будущий РД-9) с тягой 3750 кгс на форсаже, тяговоруженность - совершенно запредельная для конца 40-х. Боковые воздухозаборники и специально освобожденная для установки оборудования носовая часть истребителя - разработанного в 1949 году - за 18 лет до МиГ-23.

Подписывайтесь. Будет интересно.

Использованные источники:

http://www.airwar.ru/ - Уголок неба
http://авиару.рф/
Морозов В. "Последний поршневой Як", Авиация и космонавтика, №6 2014 год
Якубович Н.В. - Неизвестный Яковлев - «Железный» авиаконструктор
Якубович Н.В. - Истребитель Як-9 - заслуженный фронтовик