Найти тему
Remont1969

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

Auto Blindée Mors

Страна: Бельгия/Франция

Производитель: Minerva/Mors

Год выпуска: 1915

Количество: 13 (6 пушечных + 4 пулеметных)

Бронирование: 3-8 мм

Масса: 3500-4000 kg

Размеры: мм

Двигатель: Minerva 8L , 4400см3, 40 л.с.

Вооружение: Hotchkiss Model 1913/ 37mm TR L/35 Leger Mle 1885 (Canon Hotchkiss de 37 mm TR)

Экипаж: 3-4

Увидеть: Восстановленная копия с использованием оригинальных деталей. Бельгия Брюссель. Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée)

-2
В сентябре 1914 года по примеру российской армии в Бельгии, основываясь на положительном опыте первых применений бронированных автомобилей с пулеметами, решили создать регулярную часть - ACM (ACM = Auto-Canons Mitrailleuses , Автомобили вооруженные пушками и пулеметами). Но очень быстро бельгийская армия осталась без своего производственного потенциала и пришлось обращаться к союзникам, на территории которых фактически бельгийская армия и размещалась. Так родился бронеавтомобиль послуживший и на Восточном и на Западном фронтах великой войны - Auto Blindée Mors.
Авто-пушка Морс в Киеве.
Авто-пушка Морс в Киеве.

В начале 1915 года бельгийское военное министерство обратилось к Франции с просьбой о содействии в строительстве боевых бронированных машин для оснащения своего подразделения. Бельгийцы хотели получить броневики, построенные по уже разработанной ранее схеме бронирования как у Mitrailleuse Minerva, но выпущенные на французских заводах. В качестве партнера была выбрана фирма Mors, ни до, ни после этого не замеченная в работе с военными. Впрочем от нее многого и не требовалось - только построить шасси. Так как Бельгийцы настояли, что бы на шасси были установлены двигатели Minerva, запас которых видимо остался у Армии после потери завода в Антверпене.

-4

Схема бронирования повторяла схему Броневиков Морс и Сава - бронированный корпус без дверей, радиатор прикрыт бронированным кожухом без зазоров. Для вентиляции были предусмотрены отверстия в передней части бронекапота, прикрытые шестью бронированными накладками. Боевое отделение не имело крыши, на направляющих перемещалась пулеметная установка для обеспечения кругового огня. В отличие от бронеавтомобилей Минерва отделение управления прикрывалось сверху бронекрышкой, которую можно было откинуть.

-5

При создании двух новых подразделений была сформирована штатная структура ACM (Auto-Canons Mitrailleuses) из 350 человек, включая два боевых отделения вооруженных каждое 3-мя пушечными и 2-мя пулеметными автомобилями, командирским броневиком, 2-мя машинами для перевозки боеприпасов и санитарным автомобилем. По разрозненной информации бельгицы получили 10 или 13 бронеавтомобилоей. Большинство из них были на шасси Mors, еще 2 машины с тем же бронированием были построены и поставлены на шасси Пежо.

-6

Вооружение пулеметный машин составлял пулемет Гочкиса обр 1908 года, или его модернизированный вариант 1913 года. На пушечном варианте Auto-canon Mors использовалась морская скорострельная пушка Гочкиса ( 37mm TR L/35 Leger Mle 1885 (Canon Hotchkiss de 37 mm TR) Пушка отличалась очень малой отдачей и легко устанавливалась на вертлюг для пулемета. При более поздней модернизации на пушечные бронеавтомобили установили и дополнительно пулемет Гочкисса благо конструкция щита позволяла и не требовала переделок,

-7
-8

Боевые автоброневые части бельгийской армии были сформированы и оснащены, но повоевать им в 1915 году практические не пришлось. Война зашла в позиционный тупик с колючей проволокой, дотами и окопами. Патрулирование тыла было не той задачей, на которой стоило использовать бронечасти. И тут подвернулась просьба российского правительства о военной помощи. На Западном окопном фронте была нужна пехота, на восточном активном - техника. В итоге была достигнуто соглашение по которой 45 000 русских бойцов были переброшены во Францию и Грецию, а навстречу в Россию отправились Бельгийский и Английский бронебатальоны.

Бельгийский бронебатальон перебрасывается на фронт в Голицию
Бельгийский бронебатальон перебрасывается на фронт в Голицию

В сентябре 1915 бельгийский экспедиционный корпус ( Corps des Autos-Canons-Mitrailleuse ) добровольцев (360 человек, 10 бронеавтомобилей, 7 мотоциклов, 10 грузовиков для материально-технического обеспечения) покинул Брест на английском судне «Врей Кастл» в Архангельск. Бельгийский корпус после слаживания в Питербурге перебросили в Галицию под Зборов в части под командованием Брусилова

-10

В бой бельгицы вступили во время Бруссиловского наступления в Галиции. Бельгицы достачно удачно вместе с российскими бронечастями выполняли свое задачи, которые принципиально не отличались от тех, которые решались ими во Франции. Слабая пушка Гочкиса не позволяла использовать бронеавтомобили в качестве поддержки пехоты в наступление, но в общем итог использования машин в российской армии был положительным.

-11

Бельгийские части приняли участие и в наступлении Керенского в 1917 году, но уже к осени стало ясно, что фронт разваливается. После Октябрьского восстания в Санкт-Петербурге стало понятно, что путь на родину через Архангельск им закрыт. Часть сконцентрировалась в Киеве, после захвата Киева войсками большевиков было достигнуто соглашение, что бельгийцы с личным оружием будут отправлены на родину, но бронетехника останется в Киеве. В итоге солдаты корпуса, видимо не сильно доверяя новой власти вывели из строя двигатели и орудия, забрав с собой часть пулеметов, начали "путешествие" 20 февраля 1918 года, и с приключениями через Китай и Америку в июне 1918 года прибыли в Париж.

Реплика Бронеавтомобиля Морс в Брюсселе (Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée). фото 2015 года). Фото из интернета.
Реплика Бронеавтомобиля Морс в Брюсселе (Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée). фото 2015 года). Фото из интернета.

В 1915 году в Королевском музее армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée) была показана реплика бронеавтомобиля, который называется Automitraliese Mors-Minerva. Камуфляж бронемашины в цветах, использовавшихся в Русской экспедиционном корпусе в Галиции. Построен пушечно-пулеметный вариант броневика.

В ходе боев в Галиции по крайней мере один броневик Морс попал в руки Германской армии. Сначала на нем испытывали специальную систему преодоления окопов, а поздней перевооружив 20-мм пушкой Becker использовали во Фрайкоре для подавления социалистических восстаний. Машина под названием Roudi использовалась в Мюнхене, хотя в интернете она подписана как Пежо. Нельзя исключить, что бонекокорпус Морса был переставлен на шасси Пежо, но все таки скорее это именно Auto Blindée Mors.

-14

Фото: Batailles & Blindes N°18 (2007-0203)
Фото: Batailles & Blindes N°18 (2007-0203)
Фото: Batailles & Blindes N°18 (2007-0203)
Фото: Batailles & Blindes N°18 (2007-0203)

Источник:

https://statehistory.ru/2038/Belgiyskiy-korpus-bronevikov-v-russkoy-armii-vo-vremya-Pervoy-mirovoy-voyny/

https://topwar.ru/132999-broneavtomobil-mors-belgiya.html

Batailles & Blindes18 (2007-0203) Издательство: Caraktere SARL