Изначальная идея поделиться любопытным планом создания спортивного парка Нагатино постепенно переросла в небольшой обзор, рассказывающий о развитии одной из территорий Москвы и иллюстрированный историческими фото, картами и схемами. Надеюсь, что собранный материал будет интересен широкому кругу читателей.
Итак, территория Нагатинской поймы, о которой пойдёт рассказ, до 20 века формировалась только благодаря силам природы. Река Москва, изменив своё русло, оставила в районе деревень Нагатино и Новинки сеть старичных озер. Разливаясь весной, река наводняла прежнее русло, стремясь образовать большой треугольный остров.
В 30-х годах прошлого века монополия природы была нарушена: строительство Перервенского гидроузла подняло уровень Москвы - реки, все низменности в районе деревень Нагатино и Новинки были затоплены, что не помешало продолжить использование земли новоиспеченного острова в сельскохозяйственных целях: с новинковского берега на него перекинули два мостика.
Стоит отметить, что Генеральный план реконструкции Москвы, принятый в 1935 году, предполагал создание магистрали-диаметра «Северный порт – завод имени Сталина» (её трассу можно представить, связав в воображении сегодняшние Ленинградское шоссе и проспект Андропова) со строительством в перспективе большого моста через Москву-реку в районе Кожухово и парка на территории Нагатинской поймы. Полной реализации градостроительного плана помешала Великая Отечественная война.
В первые послевоенные годы наиболее важным было восстановить народное хозяйство и к использованию территории на острове приступил автомобильный завод имени Сталина – ЗИС (будущий ЗИЛ).
В ходе реконструкции систем заводской теплоэлектроцентрали, находящейся на противоположном берегу реки, была изменена система золоудаления. Под новую систему понадобилась создать отстойник - огороженный земляными валами участок, куда зола и частички шлака приносились бы с потоком воды. Первый такой отвал - золоотстойник площадью порядка 9 га был расположен на месте сегодняшнего бизнесцентра Portplaza.
Когда первый отстойник заполнился продуктами сгорания угля, трубы системы гидрозолоудаления нарастили и новый отстойник организовали уже ближе к противоположному, восточному берегу острова. Третьей, ставший в итоге последней, территорией, выделенной для золоотвала ТЭЦ ЗИЛ, стала площадка на северной оконечности Нагатинской поймы. Валы этого отстойника читались на местности до недавнего времени.
Следующее изменение территории связано с развитием транспортной сети Москвы. В 1969 году был открыт Нагатинский метромост, прежнее русло Москва-реки перегородили две дамбы, по широкой прошла на юг Горьковско-замоскворецкая линия метро, а по узкой - Пролетарский проспект.
Новые транспортные магистрали поделили пойму на две неравные части: меньшую западную, площадью порядка 74 га и большую восточную, в 96 гектаров. Некогда старое русло стало новым и за ним закрепилось название «Нагатинское спрямление», но и прежнее название «Новинковский рукав» не кануло в Лету. Углубление Новинковского рукава также способствовало увеличению территории бывшего острова - происходил намыв берегов.
Доступность для автомобильного транспорта сразу же сыграла с Нагатинской поймой злую шутку: началась бесконтрольная выгрузка грунта со строительных площадок района, вывоз мусора, что в купе с бывшими и действующими золоотвалами сделали её панораму безжизненной.
Но свалки и «лунные» пейзажи не соответствовали планами Горисполкома (аналога сегодняшнего правтельства города) на использование территории. Если западная часть поймы была отдана промышленности, различным организациям и службам города: автобусный парк, электроподстанция Мосэнерго, автозаправочная станция, станция метро и другие объекты, то восточная часть отводилась под парк со спортивными сооружениями.
Казалось-бы, по близости находится спорткомплекс «Торпедо» и музей-заповедник «Коломенское», зачем строить на территории Нагатинской поймы очередной парк? Оказывается, это решение было детально обосновано и логично в контексте общего развития города. Прежде всего, строительство новых спортивных объектов, которое активно велось в преддверии XXII Олимпиады, не захватывало юг столицы. Наметившийся перекос в доступности крупных спортсооружений старались компенсировать. Повлияла и индустриальная специфика Пролетарского района: была низка обеспеченность жителей зелёными насаждениями, а руководства промышленных предприятий: ЗИЛа, Динамо, ЦНИИ «Комета», судостроительного и судоремонтного заводов были готовы принять долевое участие в создании новой зоны для спорта и отдыха. В итоге намерения руководства города были закреплены Решением Горисполкома №2978 от 19 ноября 1976 года «О благоустройстве и озеленении территории Нагатинской поймы», в котором говорилось о создании парковой зоны в 60 га с аттракционами, детским городком, летним театром, водоёмами и объектами обслуживания и питания; и спортивной зоны на площади до 40 га с ареной, бассейном, крытым катком и другими сооружениями. Дополнительно на территории должны были быть размещены Дворец пионеров, детская музыкальная и спортивная школа, клуб юных моряков «Алые паруса» и объекты ДОСААФ и Южный речной вокзал.
Стоит обратить внимание на то, что соотношение площадей, планировка зон парка и перечень объектов это не экспромт Горисполкома, а итог предварительной проработки проекта, выполненной Научно-исследовательским и Проектным институтом Генплана совместно с управлением Моспроект-1.
К 1977 году Моспроектом-1 и Институтом Генплана (Мастерской №3) были выполнены уже детальные проекты спортивно - оздоровительного комплекса в Нагатинской пойме, причём мастерская №11 управления Моспроект-1, работала по прямом договору с ЗИЛом: крупнейшим из заинтересованных предприятий, многие из 80 000 работников которого были потенциальными посетителями нового парка. Четыре варианта планировки были рассмотрены в том же году и был принят итоговый, пятый вариант, использующий все лучшие наработки:
напротив наземной станции метрополитена «Нагатино» находится главный вход, ведущий на двухсотметровую парадную аллею, заканчивающуюся возвышенной площадкой, с которой прекрасно видна пейзажная часть парка с искусственными озерами, каналами и большим газоном, доходящим почти до восточной оконечности поймы и отделенным от основных парковых дорог посадками клёна. Правая, если смотреть на главный вход, часть парка отдана спортивным сооружениям: спортзалам, ареной с трибунами для 30 000 зрителей, крытым бассейном и другими сооружениями.
Левая часть парка тоже имела одно футбольное поле, задача которого - быть базой для тренировок детской спортшколы, а также местом проведения других мероприятий, ведь весь северо-запад парка ориентирован на детей, а спортивную площадку «защищают» валы и стены «потешного» городка со сторожевыми башенками и подъёмными мостами, сделанными по образу русских крепостей и отсылающими ко временам Петра Первого.
Имеется музыкальная школа и Дворец пионеров. А главной особенностью всей северной части является использование старого русла реки для создания зоны семейного водного отдыха с пляжем: широкая дамба отделяет пруд от акватории Южного порта, на ней также расположены зоны для спорта и отдыха, а жителям Кожухова очень удобно приходить по ней в парк.
Даже это краткое описание показывает, что итоговый проект спортивного парка Нагатино получился очень любопытным. Три зоны - спортивная, ландшафтная и детская позволили бы учесть запросы жителей столицы всех возрастов и сделать новый парк заметным и привлекательным. При этом, дьявол, как известно, кроется в деталях. И проработка каждой детали проекта удивляет и подкупает своей продуманностью. Тут и водные экскурсионные маршруты по каналам, и ресторан на берегу реки, и защитные насаждения, защищающие от шума и гари проспекта... И огромная по меркам 77 года площадь парковок, рассчитанных на 3000 машиномест... И - вишенка на торте - стела-маяк на восточной оконечности бывшего острова!
Быть может, люди с богатой фантазией, читая, уже прогулялись по этому парку - парку Мечты... Но, к сожалению, проект не был реализован как в советское время, так и в дне сегодняшнем для него не нашлось места... До начала 80-х произвели работы первой очереди: обустроили парадную аллею главного входа, высадили молодые деревья на территории вдоль Пролетарского проспекта. Под круглую дату решением Исполкома Моссовета №1804 от 1 июля 1977 года присвоили будущему парку название «Имени 60-летия Великого Октября» и установили на аллее закладной камень. Дальнейшие работы были прекращены навсегда.
Случилось это по ряду причин. Во второй половине 70-х годов в первую очередь возводились олимпийские объекты, к которым парк Нагатино отношения не имел. После проведения XXII летней Олимпиады в Москве финансирование строительства спортивных объектов было не в приоритете и откладывалось до следующей пятилетки.
Вдобавок, заводу имени Лихачева стало не до участия в стройке объектов социального значения: в 80-м году началась пятая реконструкция ЗИЛа, которой тоже не суждено было завершиться. И Нагатинская пойма продолжила интересовать завод лишь с производственной точки зрения: к началу 90-х годов на ней располагались склады, цех пластмасс, испытательная станция автомобилей с газовыми двигателя и другие постройки.
В итоге из базовых сооружений поймы было построено лишь одно, и то не спортивное: в 1985 году возвели Южный речной вокзал, а нарастающая в стране кризисная ситуация окончательно поставила крест на реализации проекта спортивного парка.
Годами Нагатинская пойма избегала серьезных изменений: ее западная часть жила своей промышленной и хозяйственной жизнью, а восточная часть была предоставлена лишь силам природы и успешно зарастала, превращаясь в зелёный, хотя и не благоустроенный уголок города.
Со второй половины «нулевых» годов ситуация резко изменилась: началась застройка. Большая часть западной территории была отдана жилым домам и офисным зданиям под общим названием «Nagatino i-Land», открылся ТРЦ «Мегаполис». В конце 2015 года с использованием советского задела вступила в строй станция метро «Технопарк». Недолго оставался нетронутым и «восток» поймы. В 2016 году началось строительство нового крупного ТРЦ, совмещенного с детским парком развлечений, получившего название «Остров мечты»…
Но стройки дня сегодняшнего, а тем более их сравнение с проектами прошлого, сильно выходят за рамки небольшого исторического обзора, который, кстати, подошел к концу. Спасибо за внимание!
Ермаков П. П. 2019-20
Литература:
Реки, озера и пруды Москвы. Ю. А. Насимович.
Генеральный план реконструкции города Москвы. М.: Союз советских архитекторов, 1935.
Новая Москва. Площади и магистрали. И. Романовкий. - М.: Московский рабочий, 1938.
Горячее сердце ЗИЛ. Страницы истории ТЭЦ ЗИЛ. В. С. Мокров. - М.: 2010.
Спортивный парк «Нагатино». Проект детальной планировки на благоустройство и озеленение Нагатинской поймы. / Мосгорисполком. Гл. архит.-планировочное упр. г. Москвы. Науч.-исслед. и проектный ин-т Ген. плана г. Москвы. – М.: 1977.
Технико-экономические обоснования на размещение спортивно-оздоровительного комплекса. Моспроект-1. - М.: 1977.