Найти тему
ЗИЛ /Завод И Люди/

Нагатинская пойма: история.

Изначальная идея поделиться любопытным планом создания спортивного парка Нагатино постепенно переросла в небольшой обзор, рассказывающий о развитии одной из территорий Москвы и иллюстрированный историческими фото, картами и схемами. Надеюсь, что собранный материал будет интересен широкому кругу читателей.

Район деревень Кожухово, Нагатино и Новинки на карте Москвы 1933 года.
Район деревень Кожухово, Нагатино и Новинки на карте Москвы 1933 года.

Итак, территория Нагатинской поймы, о которой пойдёт рассказ, до 20 века формировалась только благодаря силам природы. Река Москва, изменив своё русло, оставила в районе деревень Нагатино и Новинки сеть старичных озер. Разливаясь весной, река наводняла прежнее русло, стремясь образовать большой треугольный остров.

Состояние местности перед вводом в строй Перервенского гидроузла. Хорошо видна сеть старичных озер.
Состояние местности перед вводом в строй Перервенского гидроузла. Хорошо видна сеть старичных озер.

В 30-х годах прошлого века монополия природы была нарушена: строительство Перервенского гидроузла подняло уровень Москвы - реки, все низменности в районе деревень Нагатино и Новинки были затоплены, что не помешало продолжить использование земли новоиспеченного острова в сельскохозяйственных целях: с новинковского берега на него перекинули два мостика.

Стоит отметить, что Генеральный план реконструкции Москвы, принятый в 1935 году, предполагал создание магистрали-диаметра «Северный порт – завод имени Сталина» (её трассу можно представить, связав в воображении сегодняшние Ленинградское шоссе и проспект Андропова) со строительством в перспективе большого моста через Москву-реку в районе Кожухово и парка на территории Нагатинской поймы. Полной реализации градостроительного плана помешала Великая Отечественная война.

Транспортная магистраль — толстая темная линия по центру и Нагатинский парк на генплане реконструкции Москвы 1935 года.
Транспортная магистраль — толстая темная линия по центру и Нагатинский парк на генплане реконструкции Москвы 1935 года.

В первые послевоенные годы наиболее важным было восстановить народное хозяйство и к использованию территории на острове приступил автомобильный завод имени Сталина – ЗИС (будущий ЗИЛ).

Вид на русло Москвы-реки со стороны Южного речного порта. На заднем плане высокая труба ТЭЦ ЗИЛ. 1961 год.
Вид на русло Москвы-реки со стороны Южного речного порта. На заднем плане высокая труба ТЭЦ ЗИЛ. 1961 год.

В ходе реконструкции систем заводской теплоэлектроцентрали, находящейся на противоположном берегу реки, была изменена система золоудаления. Под новую систему понадобилась создать отстойник - огороженный земляными валами участок, куда зола и частички шлака приносились бы с потоком воды. Первый такой отвал - золоотстойник площадью порядка 9 га был расположен на месте сегодняшнего бизнесцентра Portplaza.

Трубы гидрозолоудаления и отстойник на северной оконечности Нагатинской поймы. Вторая половина 70-х годов.
Трубы гидрозолоудаления и отстойник на северной оконечности Нагатинской поймы. Вторая половина 70-х годов.

Когда первый отстойник заполнился продуктами сгорания угля, трубы системы гидрозолоудаления нарастили и новый отстойник организовали уже ближе к противоположному, восточному берегу острова. Третьей, ставший в итоге последней, территорией, выделенной для золоотвала ТЭЦ ЗИЛ, стала площадка на северной оконечности Нагатинской поймы. Валы этого отстойника читались на местности до недавнего времени.

Вид на Нагатинскую пойму со стороны Кожухово. Хорошо различимы валы действующего золоотвала. Вторая половина 70-х годов.
Вид на Нагатинскую пойму со стороны Кожухово. Хорошо различимы валы действующего золоотвала. Вторая половина 70-х годов.

Следующее изменение территории связано с развитием транспортной сети Москвы. В 1969 году был открыт Нагатинский метромост, прежнее русло Москва-реки перегородили две дамбы, по широкой прошла на юг Горьковско-замоскворецкая линия метро, а по узкой - Пролетарский проспект.

Строительство Нагатинского метромоста. 1968 год.
Строительство Нагатинского метромоста. 1968 год.

Новые транспортные магистрали поделили пойму на две неравные части: меньшую западную, площадью порядка 74 га и большую восточную, в 96 гектаров. Некогда старое русло стало новым и за ним закрепилось название «Нагатинское спрямление», но и прежнее название «Новинковский рукав» не кануло в Лету. Углубление Новинковского рукава также способствовало увеличению территории бывшего острова - происходил намыв берегов.

Колонна автомобилей ЗИЛ движется по Нагатинскому мосту. Начало 70-х годов.
Колонна автомобилей ЗИЛ движется по Нагатинскому мосту. Начало 70-х годов.

Доступность для автомобильного транспорта сразу же сыграла с Нагатинской поймой злую шутку: началась бесконтрольная выгрузка грунта со строительных площадок района, вывоз мусора, что в купе с бывшими и действующими золоотвалами сделали её панораму безжизненной.

Вид на Нагатинскую пойму со стороны Нагатино. Вторая половина 70-х годов.
Вид на Нагатинскую пойму со стороны Нагатино. Вторая половина 70-х годов.

Но свалки и «лунные» пейзажи не соответствовали планами Горисполкома (аналога сегодняшнего правтельства города) на использование территории. Если западная часть поймы была отдана промышленности, различным организациям и службам города: автобусный парк, электроподстанция Мосэнерго, автозаправочная станция, станция метро и другие объекты, то восточная часть отводилась под парк со спортивными сооружениями.

Казалось-бы, по близости находится спорткомплекс «Торпедо» и музей-заповедник «Коломенское», зачем строить на территории Нагатинской поймы очередной парк? Оказывается, это решение было детально обосновано и логично в контексте общего развития города. Прежде всего, строительство новых спортивных объектов, которое активно велось в преддверии XXII Олимпиады, не захватывало юг столицы. Наметившийся перекос в доступности крупных спортсооружений старались компенсировать. Повлияла и индустриальная специфика Пролетарского района: была низка обеспеченность жителей зелёными насаждениями, а руководства промышленных предприятий: ЗИЛа, Динамо, ЦНИИ «Комета», судостроительного и судоремонтного заводов были готовы принять долевое участие в создании новой зоны для спорта и отдыха. В итоге намерения руководства города были закреплены Решением Горисполкома №2978 от 19 ноября 1976 года «О благоустройстве и озеленении территории Нагатинской поймы», в котором говорилось о создании парковой зоны в 60 га с аттракционами, детским городком, летним театром, водоёмами и объектами обслуживания и питания; и спортивной зоны на площади до 40 га с ареной, бассейном, крытым катком и другими сооружениями. Дополнительно на территории должны были быть размещены Дворец пионеров, детская музыкальная и спортивная школа, клуб юных моряков «Алые паруса» и объекты ДОСААФ и Южный речной вокзал.

Стоит обратить внимание на то, что соотношение площадей, планировка зон парка и перечень объектов это не экспромт Горисполкома, а итог предварительной проработки проекта, выполненной Научно-исследовательским и Проектным институтом Генплана совместно с управлением Моспроект-1.

К 1977 году Моспроектом-1 и Институтом Генплана (Мастерской №3) были выполнены уже детальные проекты спортивно - оздоровительного комплекса в Нагатинской пойме, причём мастерская №11 управления Моспроект-1, работала по прямом договору с ЗИЛом: крупнейшим из заинтересованных предприятий, многие из 80 000 работников которого были потенциальными посетителями нового парка. Четыре варианта планировки были рассмотрены в том же году и был принят итоговый, пятый вариант, использующий все лучшие наработки:

-10

напротив наземной станции метрополитена «Нагатино» находится главный вход, ведущий на двухсотметровую парадную аллею, заканчивающуюся возвышенной площадкой, с которой прекрасно видна пейзажная часть парка с искусственными озерами, каналами и большим газоном, доходящим почти до восточной оконечности поймы и отделенным от основных парковых дорог посадками клёна. Правая, если смотреть на главный вход, часть парка отдана спортивным сооружениям: спортзалам, ареной с трибунами для 30 000 зрителей, крытым бассейном и другими сооружениями.

Спортивная зона парка на макете. На переднем плане купол бассейна.
Спортивная зона парка на макете. На переднем плане купол бассейна.

Левая часть парка тоже имела одно футбольное поле, задача которого - быть базой для тренировок детской спортшколы, а также местом проведения других мероприятий, ведь весь северо-запад парка ориентирован на детей, а спортивную площадку «защищают» валы и стены «потешного» городка со сторожевыми башенками и подъёмными мостами, сделанными по образу русских крепостей и отсылающими ко временам Петра Первого.

Детская зона парка на макете. По периметру идет стена и башенки потешной крепости.
Детская зона парка на макете. По периметру идет стена и башенки потешной крепости.

Имеется музыкальная школа и Дворец пионеров. А главной особенностью всей северной части является использование старого русла реки для создания зоны семейного водного отдыха с пляжем: широкая дамба отделяет пруд от акватории Южного порта, на ней также расположены зоны для спорта и отдыха, а жителям Кожухова очень удобно приходить по ней в парк.

Даже это краткое описание показывает, что итоговый проект спортивного парка Нагатино получился очень любопытным. Три зоны - спортивная, ландшафтная и детская позволили бы учесть запросы жителей столицы всех возрастов и сделать новый парк заметным и привлекательным. При этом, дьявол, как известно, кроется в деталях. И проработка каждой детали проекта удивляет и подкупает своей продуманностью. Тут и водные экскурсионные маршруты по каналам, и ресторан на берегу реки, и защитные насаждения, защищающие от шума и гари проспекта... И огромная по меркам 77 года площадь парковок, рассчитанных на 3000 машиномест... И - вишенка на торте - стела-маяк на восточной оконечности бывшего острова!

Генеральный план спортивного парка Нагатино. 1 — автостоянки. 2 — аллея. 3 — видовая площадка.4 — универсальный спортзал. 5 — крытый бассейн. 6 — спортзал. 7 — спортивная арена. 8 — различные спортплощадки. 9 — кафе. 10 - комплекс Дворец пионеров + спортивная и музыкальная школы. 11 — площадка спортшколы. 12 — детский игровой комплекс. 13 — волновой бассейн. 14 — Клуб юных моряков. 15 — кафе — мороженое. 16 — зона отдыха. 17 - сеть каналов. 18 — пляжи. 19 — лодочная станция.20 — зеленый театр. 21 — экскурсионная кольцевая дорога. 22 — аттракционы. 23 - ресторан. 24 — блинная. 25 — Южный речной вокзал. 27 — кафе. 28 — Дом ДОСААФ. 29 — комплекс военного многоборья. 30 — общественные туалеты.
Генеральный план спортивного парка Нагатино. 1 — автостоянки. 2 — аллея. 3 — видовая площадка.4 — универсальный спортзал. 5 — крытый бассейн. 6 — спортзал. 7 — спортивная арена. 8 — различные спортплощадки. 9 — кафе. 10 - комплекс Дворец пионеров + спортивная и музыкальная школы. 11 — площадка спортшколы. 12 — детский игровой комплекс. 13 — волновой бассейн. 14 — Клуб юных моряков. 15 — кафе — мороженое. 16 — зона отдыха. 17 - сеть каналов. 18 — пляжи. 19 — лодочная станция.20 — зеленый театр. 21 — экскурсионная кольцевая дорога. 22 — аттракционы. 23 - ресторан. 24 — блинная. 25 — Южный речной вокзал. 27 — кафе. 28 — Дом ДОСААФ. 29 — комплекс военного многоборья. 30 — общественные туалеты.

Быть может, люди с богатой фантазией, читая, уже прогулялись по этому парку - парку Мечты... Но, к сожалению, проект не был реализован как в советское время, так и в дне сегодняшнем для него не нашлось места... До начала 80-х произвели работы первой очереди: обустроили парадную аллею главного входа, высадили молодые деревья на территории вдоль Пролетарского проспекта. Под круглую дату решением Исполкома Моссовета №1804 от 1 июля 1977 года присвоили будущему парку название «Имени 60-летия Великого Октября» и установили на аллее закладной камень. Дальнейшие работы были прекращены навсегда.

Случилось это по ряду причин. Во второй половине 70-х годов в первую очередь возводились олимпийские объекты, к которым парк Нагатино отношения не имел. После проведения XXII летней Олимпиады в Москве финансирование строительства спортивных объектов было не в приоритете и откладывалось до следующей пятилетки.

Вдобавок, заводу имени Лихачева стало не до участия в стройке объектов социального значения: в 80-м году началась пятая реконструкция ЗИЛа, которой тоже не суждено было завершиться. И Нагатинская пойма продолжила интересовать завод лишь с производственной точки зрения: к началу 90-х годов на ней располагались склады, цех пластмасс, испытательная станция автомобилей с газовыми двигателя и другие постройки.

В итоге из базовых сооружений поймы было построено лишь одно, и то не спортивное: в 1985 году возвели Южный речной вокзал, а нарастающая в стране кризисная ситуация окончательно поставила крест на реализации проекта спортивного парка.

Нагатинская пойма на карте 1989 года.
Нагатинская пойма на карте 1989 года.

Годами Нагатинская пойма избегала серьезных изменений: ее западная часть жила своей промышленной и хозяйственной жизнью, а восточная часть была предоставлена лишь силам природы и успешно зарастала, превращаясь в зелёный, хотя и не благоустроенный уголок города.

Со второй половины «нулевых» годов ситуация резко изменилась: началась застройка. Большая часть западной территории была отдана жилым домам и офисным зданиям под общим названием «Nagatino i-Land», открылся ТРЦ «Мегаполис». В конце 2015 года с использованием советского задела вступила в строй станция метро «Технопарк». Недолго оставался нетронутым и «восток» поймы. В 2016 году началось строительство нового крупного ТРЦ, совмещенного с детским парком развлечений, получившего название «Остров мечты»…

Но стройки дня сегодняшнего, а тем более их сравнение с проектами прошлого, сильно выходят за рамки небольшого исторического обзора, который, кстати, подошел к концу. Спасибо за внимание!

Ермаков П. П. 2019-20

Литература:

Реки, озера и пруды Москвы. Ю. А. Насимович.

Генеральный план реконструкции города Москвы. М.: Союз советских архитекторов, 1935.

Новая Москва. Площади и магистрали. И. Романовкий. - М.: Московский рабочий, 1938.

Горячее сердце ЗИЛ. Страницы истории ТЭЦ ЗИЛ. В. С. Мокров. - М.: 2010.

Спортивный парк «Нагатино». Проект детальной планировки на благоустройство и озеленение Нагатинской поймы. / Мосгорисполком. Гл. архит.-планировочное упр. г. Москвы. Науч.-исслед. и проектный ин-т Ген. плана г. Москвы. – М.: 1977.

Технико-экономические обоснования на размещение спортивно-оздоровительного комплекса. Моспроект-1. - М.: 1977.