Найти в Дзене
Сам себе юрист.

О том, как взыскать компенсацию морального вреда за врачебную ошибку. Часть 2.

Оглавление

Доброго всем времени суток. Продолжаем раскрывать тему о том, как взыскать компенсацию морального вреда с лечебного учреждения. Начало публикации (Часть первую) читайте здесь, кликнув по ссылке.

Итак, с врачебной ошибкой разобрались, теперь разбираемся, что из себя представляет некачественная медицинская услуга

Такое понятие, как «некачественная медицинская услуга» в законодательстве четко не отражено.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под здоровьем понимается состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

В силу п. 3, 4 вышеназванной статьи медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья человека.Этот комплекс включает в себя предоставление медицинских услуг, а медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Под качеством медицинской помощи, в соответствии с п. 21 указанной статьи, понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

В Законе № 2300-1 «О защите прав потребителей» данное понятие подразумевает под собой услугу, оказанную с дефектами.

Рассмотрением такой категории дел занимаются суды общей юрисдикции по искам «несостоявшихся потерпевших» в гражданском процессе.

Чтобы получить компенсацию морального вреда и возмещение убытков на лечение, придется самостоятельно собирать доказательства о причинении вреда здоровью, факте оказания медицинской услуги ненадлежащего качества и наличии причинно-следственной связи между ними.

С терминами и понятиями разобрались А теперь к подходим к самому главному: Как же добиться компенсации?

Я специально для Вас разработала пошаговую инструкцию на примере некачественно проведенной операции, повлекшей за собой повторное оперативное вмешательство и предлагаю такой порядок действий.

До направления жалоб собираем все документы:

  • выписки из карт стационарного больного,
  • чеки на приобретение лекарств, сопутствующих материалов (бинты, пластырь и т.п.).

Главное требование для возмещения ущерба – все это должно быть отражено в амбулаторной медицинской карте, а не на отдельных листочках, как любят писать врачи. В противном случае суд взыщет только те расходы, которые указаны в карте и соответствуют чекам на их приобретение. Что касается сопутствующих материалов, то в медицинской карте должно быть указано, как минимум «перевязка».

Этап первый. Шаг первый.

Первое, что нужно сделать – это запросить у лечебного учреждения (больницы) ваши медицинские документы для ознакомления.Делайте письменный запрос с формулировкой «прошу в 10-дневный срок предоставить мне заверенные копии медицинских карт стационарного больного», руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказом Минздрава России от 29.06.2016 года № 425 н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2016 года № 44336).

Шаг второй.

Параллельно с первым шагом нужно забрать в поликлинике амбулаторную карту, держать ее при себе и ни при каких обстоятельствах не передавать сотрудникам лечебного учреждения.Поскольку с получением медицинских документов как минимум будут проблемы, и как максимум их «приведут в порядок», срок удовлетворения запроса по закону составляет до 30 дней, а нам нужно решить вопрос быстрее, не дожидаясь ответа от вышеуказанных инстанций, сразу переходим к третьему шагу.

Шаг третий

Посмотрите на свой полис медицинского страхования (ОМС). В нем отражены сведения о вашей страховой компании. Пишем туда заявление на проведение исследования по проверке качества медицинской помощи, указывая все обстоятельства случившегося.Не помешает одновременно написать аналогичное заявление с теми же требованиями и в ваш региональный ТФОМС. На мой взгляд, заявление в региональный ТФОМС даже более действенно, но все же я настаиваю о написании заявления в две инстанции.Не дожидаясь ответа от ТФОМС и страховой, через дней 8-10 после отправления жалоб переходим к четвертому шагу.

Шаг четвертый

Пишем жалобу в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Почему РФ, а не в региональный? Потому что ваша жалоба все равно придет в регион, но результаты ее рассмотрения будут контролироваться вышестоящей инстанцией.Для усиления позиции можете написать жалобу и в «Росздравнадзор», который как надзорный орган перенаправит вашу жалобу в то же Министерство здравоохранения.

Шаг пятый

Дожидаемся всех ответов. Без них какие-либо последующие движения бессмысленны и преждевременны.При получении читаем, выявлены ли дефекты в оказании медицинской помощи. При наличии таковых ТФОМС обязательно их выявит, а Минздрав даст свой ответ, который не сильно будет отличаться от уже выявленных ранее дефектов оказания медпомощи ТФОМСом.

Шаг шестой

Итак, ТФОМС выявил дефекты, ответы получены. Делаем копии ответов ТФОМС и Министерства здравоохранения.Пишем претензию в медицинское учреждение с требованиями:

  • выплатить компенсацию морального вреда в таком-то размере,
  • возместить убытки на лечение в таком-то размере.

Денежные средства просите перечислить в 10-дневный срок на свой расчетный счет. Указываете контактные данные и предупреждаете, что в случае отказа в удовлетворении требований вы будете вправе обратиться с иском в суд о взыскании убытков на лечение, компенсации морального вреда, неустойки, штрафа в пользу потребителя и возмещении судебных издержек в рамках «Закона о защите прав потребителя»

Хорошо, если лечебное учреждение свяжется с вами по оставленным контактным данным, чтобы урегулировать спор до суда и добровольно выплатит средства. Если такое предложение поступит, соглашайтесь даже на часть суммы.

Но, как правило, лечебное учреждение не спешит признавать свои ошибки и просто игнорирует обращения.

Для того чтобы закрыть «предварительный этап» дам следующие рекомендации: все жалобы и обращения пишите в двух экземплярах.

Один из них направляйте адресату заказным письмом через почту, ко второму экземпляру прикрепляйте чек, полученный на почте, и храните его как зеницу ока в отдельной папке.Во многие инстанции можно обратиться, направив письмо в электронном виде. В этом случае делайте скриншоты страниц по отправке жалобы в электронной почте, ответного письма с присвоением номера сообщения, результатов рассмотрения. Распечатывайте их и складывайте в ту же папку.

Подписывайтесь на канал, комментируйте и участвуйте в обсуждениях, следите за продолжением развития темы и читайте продолжение здесь, кликнув по ссылке.

С уважением к Вам, Т.С.