Новый текст на "Западном мире" об одном из самых выдающихся полководцев Австрии, человеке который упорным трудом и самоотверженностью разбил миф о "непобедимости" Наполеона.
К сожалению, в советской, а затем и российской историографии фигура эрцгерцога Карла была обойдена вниманием. В лучшем случае о нём упоминали как о "талантливом военачальнике" без подробностей, не забывая при этом подчеркнуть его конфликт с Суворовым. Лавры победителя Наполеона, как правило опускались, либо о них говорилось вскользь. Это вызвано не только политической ангажированностью отечественной исторической науки, но в первую очередь общемировой тенденцией к игнорированию детального изучения противников Революционной Франции, а в дальнейшем и Наполеона. Французские генералы и маршалы известны даже ребёнку, но едва ли кто не из профессионалов слышал о Кваздановиче, Больё, Феррарисе и даже Клэрфе. У непосвящённого человека, знакомого с историей Революционных и Наполеоновских войн лишь по школьной программе, складывается впечатление, что весь период с 1792 по 1812 год - это один сплошной победный марш французов. Но это категорически не так. На данном пути Франция знала много трагических поражений, а ряд распаренных побед, как например при Флёрюсе и Ваграме, при детальном изучении оказываются вовсе не столь очевидными. Ошибочно полагать, что заслуга в победе над Наполеоном принадлежит исключительно только России, или (в лучшем случае) Шестой Коалиции. Никакой победы не было бы, если бы ни изматывавшие за предшествующие 1812 году 20 лет, Францию войны, в которым ей пришлось столкнуться с сильными и талантливыми противниками. Одним из которых, возможно самым неприменимым был Карл.
Эрцгерцог Карл внёс огромный вклад в военное дело не только как практик: полководец и реформатор, но и блестящий военный теоретик уровня Клаузевица.
Карл был настоящим рыцарем. Он обладал беспременной личной храбростью и много раз личным примером воодушевлял солдат на настоящие подвиги, изменяя ход сражений в свою пользу. Сегодняшний наш рассказ о первых победах Аспернского льва.
После поражений при Вальми и Жемаппе осенью 1792 года положение войск Антифранцузской коалиции в Австрийских Нидерландах стало критическим. В руках наступающего Шарля Франсуа Дюмурье находились практически вся провинция. Тогда, командующий объединённой армией принц Кобург решает перейти в контрнаступление и атаковать французов в Альденхофене, важном населённом пункте, удерживание которого позволяло Дюмурье блокировать Маастрихт.
О том как Австрия чуть было не стала колониальной державой читайте в статье «Проект «Австрийская Индия» .
Ранним утром 1 марта 1793 года 39 тысяч австрийцев под командованием Франсуа Клерфэ выдвинусь к Альденхофену. Атака началась между 5-ю и 6-ю часами утра. Французские войска, которых насчитывалось всего 9 000 были растянуты длинной линией на неё и обрушили свою, многократно превосходящую, мощь австрийцы. Перед атакой Карл обратился к солдатам со словами: «Французы считают себя непобедимым, покажите же и вы себя храбрыми валлонами и прогните их к чёрту»! Эти слова воодушевили зажгли в воинах уверенность в победе. Но бой не стал»лёгкой прогулкой», французские редуты были вполне эффективны чтобы сдерживать натиск австрийцев, выиграв время для организации отступления. Возможно для французов всё бы закончилось не так печально если бы ни бессмысленная атака артиллеристов, оборонявших редут на левом фланге. Оставив укрепления, они оказались беззащитны, этим воспользовался 21-летний Эрцгерцог Карл. Он встал во главе драгунов генерала Латура, которые смяли левый фланг противника. Вскоре к ним подключились гусары Эстергази и фронт французов оказался опрокинут. В результате этой битвы австрийцы потеряли 50 человек погибшими, а французы 2300 человек, 7 пушек и 2 знамени. На следующий день австрийцы развили наступление, освободив Аахен, в результате чего Франсиско Миранда был вынужден снять осаду с Маастрихта.