Найти в Дзене
Газета Владивосток

Романовым по вкусу

Оглавление

На что любовалась Екатерина Великая, отходя ко сну, и чем вдохновлялся Николай Второй, играя в бильярд

Задумывались ли вы, уважаемые читатели, когда-нибудь над тем, как могут быть связаны развитие, процветание, судьба русского искусства (например живописного) с судьбой русской императорской династии? Нет? А меж тем такая связь есть, и она прослеживается напрямую. Убедиться в этом можно на уникальной выставке, открывшейся в Приморской картинной галерее накануне Нового года.

Венценосные предпочтения 

– Выставка «Государи и государыни. Венценосные покровители искусств» – это проект, участие в котором приняли шесть музеев страны: Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Государственный исторический музей, Дальневосточный художественный музей, Иркутский областной художественный музей имени Сукачева и наша картинная галерея, – рассказывает Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Если кратко обозначить цель проекта, то, работая над экспозицией, мы хотели на примере произведений известнейших русских и европейских художников, архитекторов проследить эпоху царствования династии Романовых – от Петра Первого до Николая Второго и показать, как влияли вкус и предпочтения венценосных особ на судьбы произведений искусства и их авторов. 

Портрет Екатерины Великой
Портрет Екатерины Великой

В залах экспозиции перед зрителями предстает поэтапное развитие отечественного искусства, характеризующее эпоху правления того или иного государя. Вкусы и предпочтения представителей императорской фамилии оказывали огромное влияние на характер российского изобразительного искусства и архитектуры. Простой пример: основание Санкт-Петербурга в 1703 году и последовавший за этим перенос столицы из Москвы на берега Невы дал мощный толчок развитию художественного искусства, всех его видов и жанров. Эпоха Петра Первого стала переломной в этом смысле. Ушла в прошлое Древняя Русь, родилась русская светская культура. В Европу поехали учиться, перенимать опыт российские мастера, а в Россию стали приглашать европейских художников, архитекторов. 

При Екатерине Второй была основана Российская академия художеств, выпускники которой составили славу русского искусства. И каждый из императоров оставлял свой след: например, при Николае Первом определился нынешний облик Санкт-Петербурга, было собрано множество художественных коллекций. При Николае Втором, в годы расцвета искусства Серебряного века, появились такие титаны живописи, как Илья Репин, Василий Суриков, Исаак Левитан…

Империя контрастов

Работы таких великих мастеров, как Илья Репин, Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Константин и Владимир Маковские, Дмитрий Левицкий, Джордж Доу, ждут посетителей на выставке «Государи и государыни». Причем большинство участников проекта выделяли для нее произведения из основной экспозиции. Например, жанровую картину Владимира Маковского «Ночлежный дом» представил Русский музей, а это большая редкость, когда музей такого уровня соглашается снять работы со стен и отправить на выставку в отдаленный регион. 

Владимир Маковский "Ночлежный дом"
Владимир Маковский "Ночлежный дом"

А архитектурные макеты, также украшающие парадные залы Приморской картинной галереи, вообще едва ли не впервые покинули пределы музея при Российской академии художеств. Они созданы в XVIII-XIX веках. Проект Александрийской колонны в Санкт-Петербурге работы резчика Максима Салина, по некоторым данным, именно тот, что был представлен на утверждение Николаю Первому…

Макет Александрийской колонны
Макет Александрийской колонны

– За каждой картиной, представленной на выставке, целая история, – говорит Владимир Петухов, заместитель директора Приморской картинной галереи, куратор выставки. – Например, картина Шишкина «Сосновый лес», которую купил Николай Второй, высоко ценивший мастерство живописца, и которая украшала стену бильярдной в личной половине императора в Зимнем дворце (ее представил Дальневосточный художественный музей, причем в оригинальной раме – той самой, в которую картина была оформлена после покупки государем).

Картина Шишкина "Сосновый лес"
Картина Шишкина "Сосновый лес"

Или знаменитое полотно «Ночлежный дом» Владимира Маковского. На нем запечатлена трагическая история, которая позволяет как раз говорить о том, как по-разному складывались судьбы художников. Вот Шишкин, Айвазовский, к которым благоволили высшие мира сего. Шишкин был так обласкан властью, что мог позволить себе даже отказать государю в продаже той или иной работы, и это общеизвестные факты. 

Илья Репин – модный петербургский художник, которому было заказано такое громадное (девять метров!) масштабное полотно, как «Торжественное заседание государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (на нашей выставке представлен этюд к этой картине).

Алексей Саврасов на картине "Ночлежный дом"
Алексей Саврасов на картине "Ночлежный дом"

И как яркий контраст – история знаменитого Алексея Саврасова, автора картины «Грачи прилетели», запечатленная на полотне Владимира Маковского «Ночлежный дом». Алексей Саврасов, увы, в силу многих причин встретил старость в нищете. На картине Маковского он в центре композиции, он один из тех, кто ждет на морозе открытия ночлежки, чтобы получить там еду и постель. Именно в этом ночлежном доме купцов Ляпиных (кстати, они содержали «ляпинку» на свои деньги) выдающийся пейзажист и скончался. На его похороны пришли только Павел Третьяков и швейцар художественного училища… Вот такие контрасты.

Однажды триста лет спустя…

Выставка «Государи и государыни. Венценосные покровители искусства» вообще вскрывает такие пласты истории России и истории российской культуры, что ее можно рассматривать сразу с нескольких ракурсов.

Портрет цесаревича Алексея
Портрет цесаревича Алексея

Самый простой – развитие портретного жанра, особенно в изображении столь высокопоставленных особ. От по-своему гламурных, максимально украшающих того, кто изображен на портрете (как, например, в работах Иоганна Таннауэра или Луи Каравака), работ начала XVIII века, к живым, полным эмоций портретам века XIX – кисти Алексея Корзухина, Константина Маковского. А завершает портретный ряд 300-летней династии уникальный офортный портрет цесаревича Алексея работы гравера Михаила Рундальцева, на котором изображен совсем наш современник – очень живой, непосредственный ребенок, прелестный в своей естественности…

Портрет Марии Федоровны
Портрет Марии Федоровны

Портрет Александра Третьего
Портрет Александра Третьего

– Во время работы над выставкой мы все время боялись отойти от формата художественного музея и погрузиться в историческую составляющую, – замечает Владимир Петухов. – Огромный был соблазн. Ведь здесь перед нами рассказ о таком пласте истории России – 300 лет империи! Но мы помнили о главной цели – показать, как с момента возникновения империи стало развиваться российское искусство.

С другой стороны, здесь же можно увидеть и еще один пласт истории, уже более конкретный – историю Санкт-Петербурга. Графика Александра Росси, Алексея Зубова – это его рождение, проекты, первые здания. Затем – легкая, почти прозрачная акварель Бенуа. Это уже другой Санкт-Петербург, уже почти в том виде, каким мы его любим и знаем сегодня…

-10

-11

«Государи и государыни. Венценосные покровители искусства» – не самая большая в истории Приморской картинной галереи выставка, здесь чуть больше 50 работ. Но каждая из них (например, чего стоит только наиболее близкий к конечному варианту эскиз картины Александра Иванова «Явление Христа народу») открывает так много смыслов и содержит в себе такой пласт самой разной информации, что экспозиция просто ошеломляет. Вдумчиво и неспешно здесь можно провести несколько часов. А если хочется узнать больше, то лучше послушать кураторские экскурсии или поучаствовать во множестве лекционных и других программ, которые разработали сотрудники галереи специально к выставке. Или побывать здесь не один раз. Времени достаточно – до марта… 

Текст - Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА