Этот блог посвящен тому, как одеты герои книг. Но сегодня хочется написать о платье героини одной картины - тем более, что похожее платье есть и в моей коллекции.
Время и место действия - Москва, 1930-е годы.
Константин Истомин известен не столько как живописец, сколько как педагог. В сентябре 1921 года он уже преподавал рисунок на полиграфическом факультете Вхутемаса, а с 1923-го года преподавал живопись: на основном, текстильном и живописном факультетах. Впоследствии становится деканом одного из факультетов. Бывшие ученики Истомина вспоминают его теорию цвета и принципы композиции, которые для них открыл учитель. С начала 1920-х и до эвакуации в 1941 году Истомин жил в комнате в коммунальной квартире на Мясницкой 21/8, его соседями были коллеги по работе. Многие картины художника написаны именно там - у окна этой комнаты. Бывшие ученики Истомина собрали и сохранили у себя работы учителя, когда после его смерти комната была очищена, а картины оказались во дворе. Об одной из картин сегодня и поговорим, о "Девушке в голубом", 1932 г.
Истомин часто обращался к теме читающих женщин. Его героини как будто уходят в себя, задумываются, совершенно забывая о зрителе.
Модель - не любимая художником натурщица Лидочка, а другая. Волосы ее убраны в косу, уложенную на затылке. В 1930-х женщины либо коротко стриглись, либо создавали имитацию короткой стрижки, открывающей шею, подкалывая отросшие кончики волос или укладывая длинные локоны косой сзади.
Платье, конечно, привлекло моё внимание - тем более, что у меня есть похожее. Только моё - черное, пошито в 1930-е годы на фабрике им. Кагановича.
Оба платья - и голубое, и черное - имеют характерный силуэт того времени. Рукава до локтя, пышные у плеча. Сами платья - отрезные в талии с неглубоким вырезом (у черного еще есть красивый воротничок с отделкой из косички, сплетенной из того же материала). Юбка подчеркивает бёдра и ниспадает ниже колена. Истомин говорил ученикам, что цвет на полотне должен передавать фактуру материала - саму фактуру художник не прописывал, но отводил роль указания на нее именно цвету. Мне кажется, что голубое платье пошито из такого же легкого шелка, что и черное.
Стиль 1930-х годов, до начала Второй мировой войны, характеризуется женственными линиями. Это время работы Эльзы Скиапарелли (посетившей Москву в первой половине десятилетия), считавшей, что как здание не может стоять без каркаса, так и платье не может не опираться в своём крое на формы тела. Модельер радостно восприняла тенденции возвращения удлиненного женственного силуэта - после прямоугольных и коротких, искажающих пропорции тела моделей 1920-х годов.
Но никакая смена силуэта не может произойти одномоментно. Как видим на этой иллюстрации, в 1931 году новый силуэт только пробует свои силы. Лиф платьев пока еще свободный, прямой, не подчеркивающий грудь и тем более линию плеч. Смысловой акцент некоторых моделей этого времени по-прежнему приходится на линию бёдер (потому что в 1920-х именно эта линия была акцентной, а не линия талии), хотя поясок уже отмечает естественную талию. Сами фасоны пока еще очень сложны: оборки, драпировки, асимметричные детали, скроенные отдельно части (посмотрите на юбки цветочного и бежевого платьев). Но уже через год-два крой упростится, а к середине декады стильное платье вообще будет обходиться без крупных оборок.
Два наших платья - голубое и черное - очень простые по фасону. Истомин вообще мало прописывал детали - даже лица и кисти рук на многих портретах он дает лишь схематически.
О стильной простоте в моде 1930-х гг я писала вот здесь.
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах". Пару картин Истомина скоро опишу в связи с разбором гардероба одной литературной героини.