Найти в Дзене
Пенза для жизни

Ускоряем общественный транспорт. Часть 1

Оглавление

В большинстве стран Европы действует правило: чтобы выйти на следующей остановке, нажмите кнопку STOP. Давайте разберёмся, зачем это нужно и как ввести это правило в наших автобусах и троллейбусах.

Как это работает

Перед нужной им остановкой пассажиры нажимают одну из кнопок STOP, расположенных в салоне. Водитель получает звуковой сигнал, а в салоне зажигается табло STOP. Это значит, что на следующей остановке нужно высадить пассажиров. Если на остановке есть ожидающие пассажиры, водитель должен остановиться в любом случае.

Остановки по требованию служат двум основным целям: экономить время в пути и сохранять микроклимат в салоне.

1. Экономия времени

При плотном графике движения пропуск одних остановок позволяет компенсировать задержку на других.

Например, в городе Фленсбург (Германия), где я жил три года назад, автобусы должны прибывать на следующую остановку примерно каждую минуту. Само собой, такой ритм не всегда выдерживается - где-то пассажиры долго садятся, где-то пробка и т.д. Соблюдать график помогает пропуск остановок, где нет выходящих и ожидающих пассажиров.

Слева - список остановок. Числа сверху по-горизонтали - часы. Числа по-вертикали - минуты прибытия.
Слева - список остановок. Числа сверху по-горизонтали - часы. Числа по-вертикали - минуты прибытия.

Таким образом, время прохождения маршрута сокращается, автобусы выполняют больше рейсов, все счастливы.

2. Сохранение микроклимата

Благодаря тому, что двери открываются реже, зимой в автобусах теплее, а летом прохладнее (если работает кондиционер). Если на улице дождь, он реже попадает через открытые двери в салон.

С этой же целью в современном общественном транспорте на дверях ставят кнопки индивидуального открывания.

Как это реализовать у нас?

Поскольку весь транспорт разнородный - разные перевозчики, пассажиропоток, марки и возраст подвижного состава, с кондуктором и без - единого решения для всех не будет.

Но нужно выполнить следующие шаги:

1. Проверить весь подвижной состав.

В автобусах и троллейбусах должны быть работающие кнопки и табло STOP. При нажатии кнопки пассажирами водитель получает звуковой сигнал, а в салоне загорается табло. Это значит, что на следующей остановке нужно высадить пассажиров.

По городским маршрутам Пензы ходят 60 троллейбусов и 120 автобусов. С большой вероятностью кнопки STOP работают в следующих моделях:

В автобусах на маршруте А54 кнопки, вероятно, были демонтированы перевозчиком. По крайней мере, на местах для них стоят заглушки.

Автобусы КАвЗ-4170-70
Автобусы КАвЗ-4170-70

В остальных троллейбусах есть кнопки "Сигнал водителю", но обычно они расположены высоко над дверьми и не всем пассажирам удобно до них тянуться.

В остальных автобусах кнопок либо нет, либо их работоспособность под большим сомнением.

2. Провести тестирование

Запустить эту систему в одном троллейбусе и одном автобусе с кнопками. Обучить водителей и кондукторов, повесить временные объявления, подготовить подробные звуковые напоминания. Понаблюдать.

Двух недель хватит, чтобы понять основные слабые точки и доработать проект.

3. Подготовиться к полноценному запуску

Для этого нужны уже не временные объявления, а постоянные. Например, можно напечатать такие наклейки и приклеить их с внутренней стороны дверей:

Размер 10х15 см.
Размер 10х15 см.

В тестовом режиме звуковые напоминания должны звучать чаще и подробно объяснять, как пользоваться транспортом. При постоянном же использовании достаточно одного предложения "Все остановки по требованию - нажмите кнопку STOP перед вашей остановкой" раз в несколько остановок.

В первое время большую роль будут играть кондукторы. Их миссией будет помогать пассажирам и напоминать им об этом правиле.

4. Запустить пилотные маршруты

Например, маршрут Т7. На нём 20 из 22 троллейбусов - новые и оборудованы кнопками и табло STOP.

И маршрут А82с. На нём около 70% автобусов - МАЗ 103, которые покупались к 350-летию и оборудованы кнопками. Еще около 20% - относительно новые MAN A21 и Mercedes-Benz Citaro.

5. Расширять систему на другие маршруты

На остальных маршрутах автобусов у нас есть два варианта:

  • либо запускать эту систему точечно - в каждом автобусе отдельно;
  • либо оставить всё как есть, чтобы не путать пассажиров.

В троллейбусах, работающих без кондукторов (1, 2, 6), я бы ввёл выход в переднюю дверь и оплату при выходе. Тогда по пассажирам, подходящим к передней двери, водитель сам поймёт, что на следующей остановке нужно открыть двери.

Заключение

Итак, система остановок по требованию позволяет сокращать время в пути и не выпускать тепло или прохладу из салона автобуса.

Чтобы запустить эту систему в Пензе, нужно провести большую подготовительную работу - проверить работоспособность кнопок и табло STOP, подготовить печатные и звуковые объявления, проинструктировать водителей и кондукторов, всё протестировать.

Вводить это правило придется на разных маршрутах по-разному, но постепенно все привыкнут и это не будет вызывать проблем.

Как мы видим, развитие общественного транспорта заключается не только в покупке новых автобусов. Есть множество других мер, для которых не нужен большой бюджет.

Спасибо, что дочитали до конца!