Моя коллега Катя работает в крупном федеральном банке. Вчера мы встретились за чашкой кофе. Обсудив личные новости, мы перешли к профессиональным вопросам. Катя (естественно, без имен и фамилий) рассказала о вопиющем случае мошенничества, который произошел в одном из офисов её банка.
Если кратко, то сотрудница банка при выдаче карт клиентам или при консультировании по текущим вопросам незаметно перепечатывала себе в компьютер данные карт — фамилию и имя владельца, номер карты, срок её действия и СVV/СVС-код.
За вознаграждение девушка передавала данные мошенникам, которые потом списывали с карт деньги через оплату в иностранных интернет-магазинах.
В этой ситуации меня удивили не действия девушки — подобное часто встречается. Меня возмутила реакция банка — почти всем потерпевшим было отказано в компенсации. Банк предложил пострадавшим самостоятельно обратиться в суд и предъявить иск сотруднице. Мол, она в этой ситуации выступала не от имени банка, а как частное лицо. А это значит, что к банку претензий быть не может.
Формально банк прав. Но ситуация усугублялась еще и тем, что многие заявляли о краже денег не сразу — сотрудница выбирала себе "в жертвы" в основном пенсионеров, которые не отслеживают обороты по карте в моменте.
Чтобы минимизировать риск попадания в такую ситуацию, помните о правилах безопасности:
- никому не сообщайте конфиденциальные данные – ПИН-код, данные для входа в интернет-банк, пароли для подтверждения операций, которые приходят по СМС;
- не отвечайте на СМС и не перезванивайте по номеру, указанному в сообщении, если в них просят назвать персональные данные по карте или они приходят с номера, отличного от того, с какого обычно вам пишет банк;
- прикрывайте рукой клавиатуру, когда вводите ПИН-код в банкомате или оплачиваете покупки картой в магазине, кафе;
- проверяйте банкомат перед использованием на предмет наличия подозрительных накладок на клавиатуру;
- не используйте карту для оплаты в сомнительных интернет-магазинах;
- устанавливайте лимиты по карте по снятию наличных и для безналичной оплаты;
- заведите отдельную карту для оплаты в сети и храните на ней небольшую сумму денег.
Если несмотря на все предосторожности деньги с карты всё-таки пропали, то как можно скорее нужно сделать следующие действия:
- Немедленно позвонить в банк. Сообщить о несанкционированном списании денег и заблокировать карту.
- Написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией.
- Написать заявление в полицию о мошеннических действиях.
- Это необходимо сделать не позднее следующего дня после того, как с карты сняли деньги.
Такая ситуация может случиться с каждым. Поделитесь этой информацией со своими друзьями и членами семьи —это действительно важная тема.
С уважением Вера Орлова.