Ведя мемуары за чашечкой кофе моим детям о вчерашнем дне
Каждый ловит свой собственный кайф.
Чиж и Ко.
Эту песню, кусочек от которой я вынесла в эпиграф, я услышала вроде как в 95 году. Когда еще Союз развалился совсем недавно. Когда еще свежи в памяти ленинские заветы, а в шкафу хранится пионерский галстук. Уже тогда, в жестком, яростном стиле «грандж», один из моих любимых рок – музыкантов России, харьковчанин по происхождению, пел о том, что происходит сейчас.
А сейчас, на мой взгляд, происходит что-то очень очень странное. И пугающее. Ибо СССР перестает быть былью, а становится мифом. Мифом не только для нового поколения, мифом, прежде всего для тех, кто жил в эти времена.
Я родилась в СССР и даже жила в нем некоторое время. Я своими глазами видела ту самую трансляцию «Лебединого озера». И при объявлении путча по телевизору вывернула целую кастрюлю кипящих макарон не в дуршлаг, а себе на ногу. Правда. Ожег был сильный. До сих пор кожа слегка покорежена. С тех пор мне стараются в семье не давать сливать макароны. Во избежание. Это такая семейная шутка. А СССР стал мифом.
Мой сын обожает СССР. Он бережно хранит в своей коллекции подстаканник с выбитой надписью 1р,20к. И твердо уверен, что именно тогда для людей была настоящая жизнь. А ему, 10-летнему современному мальчишке, ничего не оставили.
Он со всем вниманием слушает дедка в магазине, который возмущается ценниками на колбасу. То ли перепутали их продавцы, то ли сам не туда посмотрел. Соль в том, что все – жулики. А вот при СССР такого не было.
И мне приходится терпеливо объяснять сыну, что да, такого не было. Но не потому, что в СССР был такой замечательный порядок. А просто потому, что колбасы было всего две. Они лежали в специальном холодильнике витрине такими поленницами с дровами. Одна с жирком, Любительская, по 1,92 за кг (или она Чайная называлась? Уже забывать стала), а другая подороже, без жирка, Докторская. Аж целых 2,20. А цены я помню, потому что цены не менялись. Совсем не менялись. Не из-за закупок, не из-за акций, не из-за чего-то еще. И каждая продавщица колбасного отдела через месяц могла по памяти сказать, сколько стоит кусок на 350 гр, а сколько на 420гр.
И обманывали продавщицы тоже будь здоров. Покруче современных, окруженных камерами, компьютерами и т.д. Просто на весы вешался грузик. И все. Но этот самый дед, который нынче на кассе сокрушается по поводу жулья, покупал бы колбасу и не вякал. Его бы не продавщица заткнула. А заткнули сами покупатели. Потому что все с работы, всем домой надо, а продавщица вынуждена тратить время на какую-то глупую перепалку с дедком, которому показалось, что его обманули. А уж если бы этот же самый дед заикнулся по поводу недолива пива. В ларьке, да. Где пиво разливали. То снесли бы не ларек. И не продавщицу. А его, деда.
И дело не в том, какой подход правильный, современный или же тот, советский.
Моим, да и не только моим детям рассказывают, что был когда-то замечательный порядок. А теперь его лишили. Мол Сталина на них нет.
- Мам, скажи, а когда ты была маленькой, у тебя какой был пульт от телевизора?
- Сыночек, понимаешь, когда я росла, у телевизоров не было пульта. Все переключалось кнопками, на корпусе. А когда я была такой же маленькой, как и ты, то телевизор у нас был черно – белый. И переключали каналы с помощью специального рычага.
- Мам, а ты динозавров видела?
Современный анекдот
Ностальгия по СССР полностью выбивает из логических построений те факты, что тогда была просто другая жизнь. Опять сын, приходит ко мне и грустно рассуждает, что он узнал про жизнь раньше. Оказывается, раньше мороженое делали без пальмового масла. А теперь часто с этим самым маслом. Это потому, что СССР был, да?
И мне опять приходится терпеливо объяснять, что во времена СССР просто не было таких технологий, чтобы при производстве молочной продукции использовать пальмовое масло. Да и сами технологии добычи этого масла были еще в процессе разработки и обкатки. И я не знаю, что бы было сейчас, если бы был СССР. Возможно, часть мороженого тоже делалось бы с добавлением этого самого пальмового масла.
Нет, не всегда СССР – это символ счастья. Иногда и по другому. Вот актер по телевизору рассказывает про свое нищее советское студенчество. Он не мог себе позволить сходить в ресторан. Это дорого было.
Нее, ну правда, дорого. Но кто из студентов, современных, может похвастаться, что может регулярно ходить в дорогие рестораны? То, что на большинстве современных заведений общепита написано «ресторан» , еще не делает заведение рестораном того уровня, про который идет речь. На Макдональдс тоже написано, что ресторан. А там – бутерброды. Собственно говоря, что раньше, что сейчас, студенты имели возможность ходить в недорогие забегаловки, столовки, пышечные, чебуречные, кафешки с недорогим пивом. И что поменялось то? То, что актер вырос, стал зарабатывать много денег и может позволить себе дорогой коньяк вместо жигулевского? Так и раньше все было ровно также. Причем тут СССР.
Или вот девушка блогер возмущается. Что мол ее коллеги погрязли в совке. Носят в контейнерах еду с собой и греют в общей столовой. Какой совок, подумать только!!! Надо в кафе и рестораны ходить на бизнес – ланч. Надо, чтобы все было красиво.
Невдомек девушке, что не было тогда пластиковых контейнеров. И микроволновок с электрочайниками не было. А ходили советские рабочие обедать в столовую. И да, вроде как порционно, вроде как не гламурно. Но повара старались.
Эх, порционно вместо салата нарезанная вареная картошечка. С селедочкой. Сверху лучком и слегка обрамляется зеленым горошком. Чем не эстетика? По крайней мере, эстетика тех времен. А вместо гламурных йогуртов в баночках тебе сметану. Натуральную, свежую. В стакане. Хочешь – сахаром сыпь, вареньем, хочешь солью или вообще с томатным соком мешай.
И кстати, может, благодаря тем самым столовым наша национальная еда до сих пор – суп. Каша, плов, шашлык, бифштекс с яйцом. Помните? Та самая круглая котлета. Слегка напоминающая биточки. Но это бифштекс. И сверху глазунья. Круглая такая, с ярким и сочным желтком….
Слюнки у всех потекли? А у меня до сих пор такой круглой глазуньи не получается((( Даже со специальными формами.
Да, и если эту девушку отравят на бизнес – ланче, то очень сложно будет доказать, что ее красивый ресторан виноват. Можно, но сложно. А вот в тех самых столовых могли недоложить мясо, да. Но никогда бы не отравили. И не довели бы до изжоги. Просто потому, что вывести из строя половину рабочих завода – это знаете ли, вредительство. И отвечать за это надо было очень строго. Схватить срок – как не фиг делать.
А в забугорье классическая еда – бутерброд. Хоть сэндвич, хоть гамбургер. Бутерброд и все. Не надо было забугорным рабочим горячее хлебать. Бутербродами обходились.
Но знаете, что самое страшное в мифах? В мифах про СССР? Ведь безобидны по сути то. И есть различия в отношении. Хорошее – плохое.
В том, что это уже все было. Я помню, как еще в позднее СССР мои родители с друзьями на кухне питались мифами про таинственный запад. Про то, какие там реки молочные с берегами кисельными. И только в последние годы большинство нашего населения протрезвев и оглядевшись обнаружило, что все эти реки с берегами были мифом. Не только сейчас миф, а миф изначально. Там просто другая жизнь, строится на других принципах. Часто сложная, часто скучная. Просто другая. И проблемы другие.
И ведь этот миф – он не только у нас. Не только на наших кухнях и в наших интернетах рассуждают про благостный СССР. Про это говорят и зарубежом. На их кухнях. Тихонько включая Раша Тудей, как мы раньше Голос Америки, и роняя влюбленную слезу на накаченный торс ВВП верхом на медведе. Им тоже нужен миф.
И они тоже не могут понять. Что в большинстве своем идеология тут не причем. Коммунизм, капитализм. Очень многое определяло и определяет наше бытие. Наши технологии, наши привычки, наша жизнь.
А еще и толерантность подкидывает дровишек. Ведь в СССР геев не было. И не то, чтобы женщины были совсем женщинами. Шпалы укладывать – это не верх женственности. Но мужчины точно были мужчинами. А при современных тенденциях это соблазнительно выглядит.
Только вот строить новый мир, новый СССР бесполезно. Что бы новое не построили – это будет новое. Не возвращение к старому.
Так может, начать придумывать новую жизнь? Новую идеологию. А не придумывать себе «старые песни о главном». И прекратить ловить свой собственный кайф, мифологизируя ушедшую эпоху?
Кстати, мой коллега, Едкий Натр 2, очень неплохую статью написал про СССР и коньюктурщиков, рекомендую.