Если вам всегда было интересно, но вы не могли об этом спросить, я сейчас вам все расскажу.
Итак, теплоходы это мое прошлое, мое любимое прошлое, которое вспоминаю с теплом в сердце.
Мне приходилось кататься на туристических теплоходах с родителями с детства, так я побывала в большинстве самых посещаемых туристических городов России. Там же я я познала первый опыт работы (а вот этот опыт был уже так себе, но тем не менее нормально).
Речь пойдет о туристических, местных теплоходах. Не знаю, как работается заграницей. Не знаю, как работается на грузовых судах.
✔ О теплоходах
Теплоходы этого вида бывают чаще всего двух типов (я не говорю о двух-трехдневных рейсах): трехпалубные и четырехпалубные. Как правило, трехпалубные теплоходы более дешевые и не новые, поэтому там катают русских туристов. На четырехпалубных же теплоходах возят иностранных туристов, они выше по уровню.
Трехпалубные теплоходы обычно рассчитаны на короткие рейсы, например, четырехдневные рейсы Санкт-Петербург-Кижи. Или Москва - Нижний Новгород.
Четырехпалубные теплоходы рассчитаны на более длительные рейсы от недели до двух. Если говорить о моих рейсах, то это в основном были рейсы Питер-Москва. Иногда у нас заказывали рейсы русские в качестве офигеть каких дорогих корпоративов, и эти рейсы длились несколько дней - дня 3-4, например, Питер-Мандроги. Более подробно я расскажу об этом в другой статье, так что подписывайтесь.
✔ О команде
В состав команды входят:
- Капитан
- Штурманы
- Рулевые
- Механики
- Электрики
- Мотористы
- Матросы
- Проводники
Я работала на теплоходе в качестве проводника. Честно сказать, опыт для девочки 17 лет - так себе. Но об этом ниже.
В состав ресторана (это отдельные работники теплохода, подчиняющиеся ресторану) входят:
- Директор ресторана
- Повара
- Бармены
- Официанты
Еще есть группа обслуживающего персонала, работающая от фирмы. В ним относятся директор круиза, ресепшен, киоскеры, переводчики и кто-то еще.
Вот про них я не знаю считай ничего. Это теплоходская элита, а я все свое детство была пролетариатом. Поэтому я вам буду рассказывать о команде и ресторане.
✔ И как же все-таки работается?
Начну с плюсов для всех. Самые главные три неоспоримые плюсы -
- не нужно платить за жилье
- не нужно платить за путешествия
- не нужно платить за еду
То есть если для устройства на работу в городе деревне нужно еще снимать квартиру и отдавать на нее существенную часть зарплаты, то для работы на теплоходе этого не нужно. Вся ваша зп идет вам в карман.
Но вы не только работаете, вы еще и отдыхаете. Это какой-то странный коктейль из зачастую сложной и неприятной работы, пансионатных условий и отдыха в путешествии.
Ну и конечно, целиком и полностью на вашем работодателе лежит ваше питание. Питание на теплоходе довольно хорошее, полноценное и большое. Хотите добавки - не вопрос.
Как говорила одна моя знакомая с украинскими корнями и украинским говором, работающая там же: "Ужин - хавно!", накладывая себе вторую порцию "ужина-хавна".
Кстати, если у вас есть дети, то вы скорее всего без проблем сможете взять их с собой в навигацию и скорее всего без проблем их также обеспечат теплоходской едой. А учитывая то, что вы не одни такие, и многие берут с собой детей на месяц или несколько, то вашим детям не будет скучно, и они все вместе будут протирать штаны кают-компаний.
Кстати, кто не в курсе, тот не знает,что это за место такое - кают-компания. На самом деле это помещение на главной палубе (то бишь на первой), расположенное в закрытом от туристов коридоре, рядом с рестораном/столовой для рабочих. Вообще изначально это место предназначается для проведения собраний команды и ее досуга. Собрания там, конечно, проводятся, но не сказать, чтобы очень часто. А вот досуг там команда в основном игнорит, поскольку есть более важные дела, такие как отдых, либо выезды в город, а смотреть на опостылевшие рожи друг друга никто особо не хочет.
Вот и сидят там дети, играют в карты, смотрят телевизор, играют в видеоигры. Мы вот раньше в основном в карты резались, либо в прятки играли, залезая в шкафы.
Во время стоянок теплоход в основном пустует, потому что остаются только те, кто работает на вахте в данный момент, остальные ездят по городам или ходят на экскурсии (иногда это было можно).
✔ Эх, нос-карма, не получишь ни...
Как работала я - это вообще отдельная тема. Так сложились обстоятельства, что в десятом классе мне нужно было срочно сдать экзамены, и 10 мая отправляться на теплоход в рейс работать.
Работала я проводником, а это, в первую очередь уборка кают и остальных помещений теплохода - палуб, холлов, залов и т.д. В общем, это явно была не работа мечты. Но как я уже сказала, обстоятельства так сложились.
На самом деле отмывать унитаз от какашек - не так мерзко, как выслушивать помойные сплетни (о себе в том числе) от жирных старых теток-проводниц. Как вы понимаете, таких тетенек вообще по идее нельзя держать в замкнутом пространстве, потому что они тут же начинают загнивать окончательно и превращать сие пространство в Дом-2.
Но работа есть работа - работаешь и помалкиваешь. Тем более довольно интересно наблюдать за тем, как при встрече они долбятся в десна, а при расставании - плюются ядом в друг друга. Но развлечение на любителя.
Как вы понимаете, моих ровесников почти не было. Возможно, были официантки, но команда и ресторан совершенно разные миры, и мы с ними не пересекались. В основном потому, что работали по разным графикам.
Поэтому пришлось знакомиться с матросами. Пацанчики были моего возраста, и мы вместе гуляли и все такое. Потом начала общаться еще и с мотористом, также почти моего возраста. Помню, сидели у меня в каюте, пили кофе и болтали о Викторе Цое (он был его фанатом).
Позже я познакомилась с мужиком, который был старше меня на почти 20 лет. Об этом можете почитать здесь.
Но это об ощущениях в целом.
Работа же проходила довольно сложно, учитывая то, что опыта у меня не было, желания особого тоже, и мне было очень завидно, что мои ровесники отдыхают, купаются на пляже и делают что им угодно, а я тусуюсь в компании теток и мою полы.
Итак, просыпалась я примерно в половине 8го, быстро одевалась (интересно, как я успевала за 15 минут) и шла завтракать. Завтрак продолжался до 8 часов. В 8 - на работу. Шли убирать каюты туристов. В среднем - по 10 кают на одну проводницу. Это примерно до половины 12. В 12 - обед и душ. Меня почему-то ставили чаще всего на график 16-20 часов. То есть с 12 до 16 я была свободна. И в это время я чаще всего ходила в город, читала или спала в каюте. В 16 часов - полдник и работа. Но нужно сказать, что вахта с 16-20 была не слишком сложной - так, помыть окна, помыть холл. Можно сделать перерыв и попить кофе. В 8 часов ужин и отдых. Вот в это время я встречалась с ребятами и мы смотрели фильмы, гуляли, либо играли в видеоигры. Ну или пили кофе и болтали до 2 ночи. Потом спать и все по кругу. День сурка. Без выходных.
В целом, довольно хороший опыт. Не могу сказать, что работа мне нравилась, но в процессе узнаешь много нового и прокачиваешь навыки общения. Например, иногда я общалась с туристами на моем так себе английском, а потом получала на чай.
Забавно. Несмотря на все негативные моменты, вспоминается в основном только приятное.
Если интересно, пишите, дополню подробностями свой рассказ о теплоходе.
Ps. Это не галки, это чайки ✔