Недавно посмотрела фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и получила огромное удовольствие. Более красивой и творческой работы режиссера, операторов, художников, не видела. Бочку мёда в этом случае не испортят даже несколько ложек дёгтя в виде устаревшей театрально-надрывной актёрской игры. Мне показалась, что вторая серия немного скомкана в конце, да так и оказалось, ведь должна была выйти третья серия фильма, но она осталась в сценарии, подготовительных записях, рисунках и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.
Сценарий первой серии одобрил лично Иосиф Сталин. Картина на киностудии Алма-Аты, будучи представленной публике в январе 1945-го, получила благожелательный отзыв руководства страны и принесла создателям Сталинскую премию I степени.
Картина начинается с величественного, торжественного обряда коронации, не просто несущий информационно-иллюстрирующий характер или даже служащий завязкой – за считанные минуты экранного времени исчерпывающе раскрывающий ту обстановку, в какой пребывало Московское государство в середине XVI века. Также был показан, в этом же эпизоде, обряд осыпания золотом и серебром.
В фильме обряд совершают два человека, один осыпает золотом, а другой серебром. В Государственном Историческом Музее в 18 павильоне показан данный обряд. Обряд совершает один человек. Не знаю, как на самом деле было, два ли человека осыпали или же один, но возможно это был режиссерский ход, так как это выглядело более зрелищно. Так же Иван Грозный сам на себя надел шапку Мономаха, а не митрополит - это то же режиссерский ход, что бы акцентировать, что Иоанн IV самодержец.
В фильме не раз можно услышать фразу, что Москва- третий Рим. В более явной форме идея «Москва – Третий Рим» показана в письме псковского старца Филофея, адресованного великокняжескому дьяку Мисюрю Мунехину. Знаменитые: «два Рима пали, третий стоит, и четвертому не бывать» были высказаны в этом письме. Иван Грозный то же говорит эту фразу в фильме. Впервые он ее произносит, когда венчается на престол. Я дума, что это режиссерский ход, что бы показать намерения самодержца и реакцию иностранных гостей.
Анастасия, пожалуй, самый светлый персонаж фильма, это подчеркивается даже визуально, особенно по контрасту с «демоном» или же «черной паучихой» Ефросиньей Старицкой. Она всячески пыталась убрать Ивана, строила разные козни, но не будем забывать, что она делала это все ради сына. Получит власть он - получит и она...
Историю в фильме не перевернули, её немного сжали, а иначе публике не будет интересно.
1)В фильме пищали стоят на колесах, дабы предать мощи этой сцены (на самом деле пищали были не на колесах).
2) В фильме митрополит говорит о Суде над Филиппом, что его спасать надо, а то убьют. На самом деле суд над Филиппом был, но он не был убит, убили его после, посланным к нему убийцей.
3) Не было тогда патриарха, а был митрополит. В фильме же митрополит ходит в патриаршеском облачение.
4) Иван Грозный уехал в Александровское Слободу. В кадре нам показывают только царские палаты, а вокруг пустырь. Куда делись остальные постройки? И это то же режиссерский ход, что бы лучше показать народ, который пришел просить Ивана вернуться в Москву. «Один, но един» – такое ёмкое выражение получил замысел фильма, завершающегося на возвышенной ноте грандиозного народного призыва к царю, уединившемуся в Александровской слободе.
Мне запомнилась сцена, в который Иван Грозный рукой оперся на глобус и говорит: «Один купец все торговлю в своих руках держит, кому захочет- привилегии даст, кого не захочет - в государство в свое не впустит». Эта сцена отлично подчеркивает, что он самодержец у которого все под контролем. Эйзенштейн выбирает интересные ракурсы для съемки, зритель становиться участником событий и я с уверенностью могу сказать, что таких фильмов сейчас не снимают.
Моя самая любимая сцена - пир опричников. Сочетание красного цвета с черным отлично передают характер этой сцены. Самое удивительное, что сцена была снята одним дублем. Она единственная красочная, так как снималась на трофейной пленке, вот это мастерство операторов и актеров. Сейчас одним дублем не снимают!
Я считаю Ивана Грозным великолепным артистом, театралом! Эта его странная болезнь, во время которой он приказал боярам присягнуть на верность своему сыну. Сразу вывел на чистую воду изменщиков! А облачение в царскую одежду? Это конечно было на самом деле, но это был не Вальдемар, но и это не испортило фильм, ведь есть режиссерская задумка. Эйзенштейн показ зрителю Ефросинью Старицкую злобной, хитрой интриганкой, но и в последней сцене показывает нам ее любящей матерью, которая беспокоится за своего сына и готова пойти ради него на все! Сцена убийство Вальдемара сразу вывело на чистую воду «черную паучиху», Грозный понимал, что это она убила его жену, но доказательств не было, а разыграв такую сценку, добился разоблачения боярыни.
Декорации стали участниками фильма, они отлично создали атмосферу XVI века. Каждая деталь, даже четки в руке у царя работают на атмосферу. Все это вместе взятое говорит о том, что перед нами Русь, такая, какой она была, не смотря на террор и разные смуты – великой страной великой средневековой культуры.
Великолепная работа режиссера и оператора: ракурсы, тени, выражение актеров . Все сцены говорящие, действия которые делают герои фильма несут свой посыл.