Найти тему
Vir summo ingenio

Модный приговор к каторжным работам

В 1703 году представления о прекрасном посадского человека Мишки Большакова и государства Российского категорически разошлись, что имело печальные последствия для первого.

Предшествовали специальному выпуску передачи «Модный приговор в XVIII веке» 2 события.

Первым ход сделало государство Российское.

4 (14) января 1700 года в Москве был объявлен именной указ Петра I «О ношении платья на манер Венгерского».

Указ был короткий: «Боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобным; а то платье, кто успеет сделать, носить с Богоявлениева дня нынешнего 1700 г.; а кто к тому дню сделать не успеет, и тем делать и носить, кончая с нынешней Сырной недели».

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 4 (1700-1712). СПб., 1830. № 1741
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 4 (1700-1712). СПб., 1830. № 1741

По внешнему виду, венгерское платье примерно напоминало польское, имело свободный крой, а его длина была близка старой русской одежде.

В декабре 1701 г. Петр I решил углубить реформы и издал новый именной указ, второпях не удосужившись его датировать для последующих поколений историков: «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких сёдел».

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 4 (1700-1712). СПб., 1830. № 1741
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 4 (1700-1712). СПб., 1830. № 1741
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 4 (1700-1712). СПб., 1830. № 1741
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 4 (1700-1712). СПб., 1830. № 1741

По указу Пётр I приказал носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству посадских людей, то есть жителям городов.

Введённый реформами мужской костюм был, скажем так, несколько непривычен в ношении, что вызывало некоторые проблемы с внедрением указа, так как народ русский привычно клал на вышестоящие постановления, если его прямо не ловили за руку. Настроения государю это не добавляло.

Выглядело это примерно так. Неизвестный автор.  Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники: Исторические очерки для юношества. – Изд. 2-е, с портретами, снимками с исторических картин, видами и др. иллюстрациями. – СПб.; М.: 1912
Выглядело это примерно так. Неизвестный автор. Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники: Исторические очерки для юношества. – Изд. 2-е, с портретами, снимками с исторических картин, видами и др. иллюстрациями. – СПб.; М.: 1912

А в это время посадский человек (горожанин по нашему) Мишка Большаков изволил заявится к портному, чтобы сшить себе означенное немецкое платье. Был он человек законопослушный, и указа намеревался придерживаться.

Однако результаты примерки сшитого платья посадского человека расстроили, что он и выразил в приличных этому случаю выражениях. Потом подумал и выразил в неприличных. Расстройство его было таким, что в сердцах Большаков заявил: «Кто это платье завел, того бы я повесил». А присутствующие люди старательно слова его законспектировали.

Образец введенной пижамы. Мужской камзол, Франция, 1715 года.  Los Angeles County Museum of Art.
Образец введенной пижамы. Мужской камзол, Франция, 1715 года. Los Angeles County Museum of Art.

После чего Мишку Большакова под белы рученьки доставили в Преображенский приказ (тогдашний КГБ, МВД, прокуратура, следственный комитет и адвокатура в одном лице) для съемок первого сезона передачи модный приговор.

В студии Большакова задушевно спросили почто он царю-батюшке угрожает смертоубийством и поносные слова говорит.

Удивленный Большаков попытался объяснить, что слова его к Петру I отношения не имеют. В протоколе эти объяснения старательно записали: «Слово «повесить» он молвил не к государеву лицу, а спроста, к немцам, потому что то-де платье завелось от немцев».

Прикинув текст к носу и проведя внутри себя филологическую экспертизу, решили – виновен Мишка Большаков в «желательстве смерти Государевой».

И огласили Большкову модный приговор - бить кнутом и с вырезанием ноздрей сослать в Сибирь.

А новые порядки приживались с трудом. Переходу на немецкое платье долго противились. Указы приходилось повторять практически каждый год, на городских воротах вывешивали чучела с образцами, с ослушников драли штрафы.

Зато теперь модные ходим.