Найти тему
Творческая площадка

Феномен Миядзаки. Часть 2

Оглавление
Хаяо Миядзаки - японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака.
Хаяо Миядзаки - японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака.

Как достичь мастерства в деле, которым занимаешься? Продолжаем рассматривать пять правил Мастеров, создающих шедевры на примере Хаяо Миядзаки

3. Учись у лучших Мастеров.

Все великие Мастера не перестают учиться. Где взять денег на лучших, спросите вы? Успокойтесь, деньги не нужны. За деньги вы можете пройти обучение только у хороших мастеров. У лучших вы можете учиться только бесплатно: тщательно изучая лучшие работы лучших в вашей области. То, что они делают, и то, как они это делают. Это не личное обучение, но оно накладывает на полученную базу понимание высшего пилотажа. Не техника, а именно понимание каких-то вещей, делают работы особенными. Это как ступеньки лестницы. Если ты воспользуешься опытом других, как ступенями, то ты можешь идти дальше других. Миядзаки черпал вдохновение от других художников. Он восхищался французскими иллюстраторами, русскими художниками советских мультфильмов. Мастера вдохновил наш «Ёжик в тумане», его прорисовка. А «Снежная королева» открыла для него понимание того, что персонажи мультфильма – это полноценные актёры. В дальнейшем он делал мультфильмы, опираясь на актерскую составляющую своих персонажей. Как видите, это не только технические моменты. Изучение лучших работ коллег – это некое озарение, на основе которого ты растёшь и смотришь на свою профессию по-новому.

4. Ломай стереотипы, играй не по правилам.

Только так ты сможешь сделать что-то непохожее и особенное. Не стоит, конечно, отказываться от всего, что было до тебя. Хорошую базу никто не отменял. Но что-то, какой-то штрих должен быть нестандартным, даже если это будет выглядеть дерзко и маловероятно. Миядзаки часто пренебрегал сценарием, создавая сюжет по ходу раскадровки, иногда меняя первоначальный замысел. Также неординарно он относился и к озвучке. Мастер долго не мог найти голос для главного героя «Ветер крепчает». Этот фильм должен был стать последним фильмом в карьере режиссёра, поэтому была важна любая мелочь. А голос главного героя мелочью не назовёшь. Это характер. Миядзаки точно знал, какими должны быть тембр, интонация, но никто из актёров не обладал таким голосом. Прослушав большое количество профессионалов, он отчаялся. На собрании Мастер очень точно объяснил коллективу, какой голос должен быть у главного героя. Кто-то в шутку заметил, что описание похоже на голос Хидэаки Анно. Анно – режиссёр, аниматор, продюсер, создатель культового в Японии сериала «Евангелион». Он не был актером озвучки, к тому же был очень занятым человеком, но по иронии судьбы, у него был именно такой характер и тембр голоса, какой описал Миядзаки. Первое, что сказал Мастер, что это интересная идея, но сразу после этого сказал, что не может взять Анно, это невозможно. Закончилось все фразой: «Будет звучать странно поначалу, но вы привыкните». Он нашёл голос молчаливого интеллектуала, ведь сам Анно и был таким. Позже Анно скажет, что работал легко, т.к. не играл, а был собой. И добавит, что не хотел озвучивать и согласился только, чтобы порадовать Миядзаки. Изначально, идея была сумасшедшая и нереальная. Но она сработала на все сто. Если абсурдное решение кажется единственно правильным, оно уже не абсурдное.

5. Найди команду единомышленников. Без них ты будешь идти к цели дольше, а радость от её достижения будет меньше.

Мастера всегда окружают единомышленники, которые делают ту часть работы, которая ему дается хуже.
Давний друг Миядзаки и продюсер студии Ghibli на собеседовании с новыми сотрудниками озвучил следующую мысль: «Мистическая связь между людьми – вещь, недоступная пониманию. Благодаря своей работе, вы будете встречать множество людей, но самое главное – с кем вы работаете вместе. Только тот, кто выбирает правильных людей для сотрудничества, сможет достичь того, что пожелает». И тут сложно что-то добавить. Разве что – подытожить. Никакой Мастер не может уметь всего.
Есть рутинная часть работы, которая отвлекает от основной идеи. Эту часть нужно уметь доверять тому, кто сделает это лучше. И нужно найти того, кто пойдет за твоей мыслью. Миядзаки, например, прекрасно рисовал пейзажи и технику, а прорисовка людей ему давалась хуже. Но он умел очень наглядно объяснить, каким хочет видеть героя, и умел найти людей, руки которых наилучшим образом проникались идеями Мастера и обладали лучшим талантом в этой сфере. Даже если вы самодостаточная творческая единица, не требующая штата сотрудников, вам нужны единомышленники. Писателю, например, нужен редактор, который в него поверит. Возможно, вам нужен человек, кто будет продвигать ваши работы. Всем нужен кто-то, кто разделит часть его творческого пути, если вы не творите только для себя.

Эти пять правил сами по себе мало значат, если человек не наделен свыше особенными качествами. Но и эта самая наделённость - не является концепцией магии в работе. Магия рождается, когда сходятся внутренняя и внешняя программы. Внутренняя – то, что заложено в нас свыше: наша тяга к чему-то, наши способности, возможности нашего интеллекта. Внешняя - что закладывает человек от себя. Опции, которые он добавляет к базовой внутренней программе, делают его либо версией стандарт, либо версией про. Многие остаются в базовом исполнении всю жизнь и не сильно этим тяготятся. Но даже им иногда нужно добавить магию в жизнь, вдохновиться чем-то, тогда они пользуются работой Мастеров. Я пользуюсь Хаяо Миядзаки.

Начало статьи здесь