Мы все работаем с людьми, на любой позиции. У нас всегда есть начальник или ключевой заказчик, у нас есть подчиненные и клиенты, коллеги и сослуживцы. И у каждого свои подходы, но я хочу поделиться одним простым правилом, которое позволяет выстраивать хорошие отношения со своими коллегами и добиваться результата, даже тогда, когда путь к нему сложен и тернист.
И первый самый главный совет - будь справедлив. Можно ли наказывать подчиненных, да можно. Но, важно не само наказание, а то, что человек его принимает и понимает: за что наказан, почему именно так и то, как он может исправится. И если вы не хотите с человеком расставаться следуйте этому простому принципу. Тот, кого вы наказали своим решением должен точно понимать, что наказан справедливо. И всегда оставляйте шанс исправить свою ошибку.
Что такое справедливое наказание? Как его определить и как сделать так, чтобы оно было принято. Если вы руководите производственным процессом, причем не важно какого масштаба, то вам проще. Если ваш бизнес выстроен, то каждая операция имеет цену. Если рабочий на станке испортил деталь, то у нее есть цена. Если курьер опоздал и не доставил заказ и его вернули, то убыток тоже понятен. Это, кстати, не означает, что вы наложите штраф, равный цене детали, но точно сможете оценить размер ущерба и от него оттолкнуться. Однако так просто бывает далеко не всегда. Если вы руководите проектным офисом, то ошибка сотрудника сегодня может быть интуитивно понятна, но к ущербу приведет совсем не скоро. И как тут быть? Разговаривать. Объяснять. Давать обратную связь. Учить. Делиться опытом. И только если это все не помогает наказывать. По справедливости.
Но помнить, что справедливость у каждого своя. В моей практике, наказание, пусть даже самое небольшое, это всегда тест для подчиненного. И то как он к нему отнесется очень хорошо характеризует человека. Если возьмется за работу с удвоенной силой, то все хорошо. И тогда очень скоро вы сможете его поддержать и похвалить. И воздастся вам с троицей. Но если человек озлобится, станет говорить всем вокруг как его обидели и то, что вы не справедливы, это повод задуматься и посоветоваться с коллегами. Быть может вы и вправду не справедливы, но если это, по мнению других, не так, то скорее всего вам придется расстаться.
Быть справедливым также важно и если нужно кого-то отблагодарить. Доброе слово всегда всем приятно. Но если вы хвалите кого-то не заслуженно, то вы прежде всего рушите свой авторитет в глазах коллег, подчиненных и начальства. Более того, если коллеги считают, что вы хвалите кого-то совсем не заслуженно или не адекватно, то и благодарность ваша быстро обесцениться. Никогда не забывайте об этом.
В заключение отмечу, это самое мерило справедливости внутри каждого из нас, наживается опытом и ошибками, на которых мы и учимся.