Все мы стремимся пребывать в состоянии счастья и удовлетворенности как можно дольше. Даже просвещенные философы-стоики, которыми мы восхищаемся сегодня, имели свои моменты борьбы за счастье.
Например, у Марка Аврелия было 13 детей с его женой Фаустиной, и только четверо из них пережили своего отца. Эпиктет страдал от жестокого хозяина, который так сильно повредил ему ногу, что оставил юного Эпиктета хромым на всю оставшуюся жизнь.
Стоическая философия практична, потому что она нас не балует. Нам не лгут и не говорят, что мы должны быть счастливы все время. Вместо этого стоицизм признает проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и преподает нам практические уроки, чтобы мы могли преодолеть все, что стоит на нашем пути.
Используя практический подход к счастью, мы учимся тому, как поддерживать его в течение более длительных периодов времени и помогать другим делать то же самое. Вот несколько рациональных способов, с помощью которых современный стоик может приблизиться к счастью.
1. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ЖИЗНИ, КАК ОНА ЕСТЬ, А НЕ НА ТОМ, КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ.
«Не требуй, чтобы события совершались так, как тебе хочется, но принимай происходящее таким, каково оно есть, и будешь счастлив»
- Эпиктет, «Энхиридион»
В буддийской традиции говорится, что одним из источников всех страданий является желание: желание изменить то, что мы не можем изменить, иметь то, чего не можем, и делать то, чего не можем.
Проблема с желанием состоит в том, что оно омрачает нашу способность точно судить себя и окружающий мир. Когда мы хотим чего-то так сильно, мы становимся более сосредоточенными на том, что мы хотим, а не на том, что, скорее всего, произойдет. При этом мы почти приглашаем несчастья в нашу жизнь.
Стоики описывали похожую концепцию, когда «проповедовали» жизнь в гармонии с собой. Страдание будет проявляться во многих аспектах нашей жизни. Оно может материализоваться как в виде смерти члена семьи или просто в не достижении цели, которую мы преследовали всю свою жизнь.
Независимо от обстоятельств, практикующий стоик должен понять, что потрясения - это часть жизни. Всегда будут взлеты и падения не потому, что ваша жизнь особенно трудна, а потому, что сама жизнь трудна. Именно Марк Аврелий написал: «Внешние обстоятельства - не проблема. Это ваша оценка их. Которую вы можете стереть прямо сейчас.»
Чем точнее мы оцениваем то, что с нами происходит, тем дольше мы сможем поддерживать состояние счастья. Жить в согласии с собой означает ценить истину над своими эмоциями. Мы не просто должны принимать потрясения, когда они случаются в нашей жизни, мы должны ожидать, что они произойдут. Мы должны держать дверь открытой для них. Без сомнения, это будет трудно. Но это того стоит.
2. ЗНАЙ, КУДА ТЫ ИДЕШЬ И ЗАЧЕМ
«Если человек не знает, в какой порт он плывет, никакой ветер не будет попутным».
- Сенека, «Письма от стоика»
Марк Аврелий никогда не хотел быть императором. Если бы он мог, он бы проводил свои дни в изучении, преподавании и написании работ по философии, которая не оставляет нас равнодушными и по сей день.
Жизнь Марка изменилась, когда он стал императором, но он все равно находил возможность прибегать к своей любимой философии и в повседневной жизни и в государственных делах. Так же, как Марк никогда не оставлял своё любимое занятие, нам нужен такой же путь к счастливой жизни. Если мы идём без цели, мы блуждаем во тьме.
Важно отметить, что стоики также говорят нам не паниковать, если у нас нет направления. Когда мы чувствуем себя потерянными, когда мы не знаем, каким путем идти или как найти то, что приносит нам счастье, последнее, что нам нужно, это паниковать и хвататься за всё подряд.
Нет, нам нужно хладнокровие, или, как греки говорили, апатия. Апатия - это свобода от страсти. Свобода от эмоций, которые заставляют нас говорить не то или действовать импульсивно. Стоики считали, что для того, чтобы принимать рациональные решения, мы должны использовать это состояние безмятежной ясности.
То же самое касается нас, когда мы пытаемся найти направление в жизни. Мы должны медитировать о том, где мы хотим быть и кем мы хотим стать. Как только у нас есть цель, цель, которую мы считаем стоящей работы, мы можем обрести счастье, зная, что мы на правильном пути.
3. НЕ ПРОСТО ИЗУЧАЙТЕ ПРИНЦИПЫ – НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО НИМ
«С того момента, как вы решаете жить как взрослый, который развивается, вы делаете все, что считаете лучшим для вас. И всякий раз, когда вы сталкиваетесь с чем-то трудным или приятным, помните, что соревнование уже началось, вы на Олимпийских играх, вы не сможете больше бездействовать, один день или одно событие не сможет сохранить или остановить ваше развитие.»
- Эпиктет, Дискурсы
Поскольку мы становимся более продвинутыми в нашем изучении стоицизма, мы часто теряемся в нашем собственном сознании. Приходит ли мне понимание того, что я могу и не могу контролировать? Живу ли я каждый день, осознавая собственную смертность? Так легко и увязнуть в мыслительной деятельности.
Но философия - это не просто тема для изучения, это образ жизни. Это кредо. И для того, чтобы каждый из нас мог по-настоящему извлечь пользу из наших исследований, мы также должны научиться применять эти принципы в нашей повседневной жизни.
Интересно, стали ли бы мы восхищаться стоиками, если бы они не жили по философии, которую мы знаем и любим.
Что, если бы Марк Аврелий правил железным кулаком, убивая любого, кто не соглашался с ним или бросал ему вызов?
Что если Катон, возможно, самый преданный учению стоиков, жил бы как прожорливая свинья, которая не заботиться ни о ком, кроме себя?
Или как насчет Сенеки, который до сих пор находится под пристальным вниманием за то, что он является ключевой фигурой в стоицизме, который также был наставником одного из худших императоров античности?
Дело в том, что мы не можем просто обсуждать труды всех стоиков, которых мы читали, и при этом относиться ко всем вокруг нас как к второсортным людям. Красота философии в работе, а не в словах. Важны действия, а не идеи.
Когда мы изучаем эти новаторские принципы и забываем применять их, мы отказываемся от дара счастливой жизни. Идеи - это мощные вещи. Они заставляют нас думать и менять направление нашей жизни. Прежде чем тратить свою жизнь на размышления, мы должны действовать по тем принципам, которые были оставлены нам нашими предками-философами.
Демонстрируя свою философию в действиях, мы не только создадим более счастливую жизнь для себя, но и покажем миру, как сделать то же самое. Прежде всего, не забывайте действовать.
4. ВЫБЕРИТЕ ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - НАКОРМИТЕ ПРАВИЛЬНОГО ВОЛКА
«Душа окрашивается цветом мыслей».
- Марк Аврелий, «Размышления»
Подумайте о самом негативном человеке, которого вы знаете. Может быть, это коллега, который не может помочь, но постоянно жалуется. Может быть, это дорогой друг или ваши родители. Эти люди испытывают то же, что и мы, но из-за отсутствия позитивного мышления они всегда предпочитают видеть стакан наполовину пустым, а не наполовину полным.
Существует великая легенда чероки о силе выбора того, как мы видим мир. История выглядит примерно так: пожилой чероки разговаривает со своим внуком. Он говорит маленькому мальчику, что во всех нас идет великая битва между двумя волками.
Один волк полон гнева, зависти, ревности, печали, сожаления, жадности, высокомерия, жалости к себе, вины, обиды, неполноценности, лжи, ложной гордости, превосходства и эго.
Другой волк хороший, так как он наполнен радостью, миром, любовью, надеждой, безмятежностью, смирением, добротой, доброжелательностью, сочувствием, щедростью, правдой, состраданием и верой. Мальчик смотрит на дедушку и спрашивает: «Какой волк побеждает?» На что дед отвечает «Тот, которого ты накормишь».
Наше будущее определяет наше решение, какого волка мы выбираем, чтобы накормить. Позитивное мышление - это первый шаг в преодолении любого вида препятствий.
Когда мы сталкиваемся с трудностями, мы должны помнить о важности выбора восприятия, которое принесёт пользу для нас и одновременно будет объективным. В противном случае мы стреляем себе в ногу; мы кормим не того волка.
5. ПРИНИМАЙТЕ И ЛЮБИТЕ ВСЁ В СЕБЕ – ХОРОШЕЕ, И ПЛОХОЕ
«Когда мы больше не можем изменить ситуацию, перед нами стоит задача изменить себя».
- Виктор Франкл
Мы все чувствуем боль, которую доставляет жизнь, но нам не нужно считать себя жертвами. Люди приспосабливаются. Вот почему наш вид живёт так долго и будет продолжать жить дальше. Но пока мы физически существуем, мы можем жить счастливо, несмотря на трудности, с которыми мы сталкиваемся.
Марк Аврелий писал: «Пылающий огонь создает пламя из всего, что в него брошено». Эти слова Марка побуждают нас превратить все препятствия на нашем пути в топливо. Трудности, катастрофы, трагедии и несчастья ... единственно правильное отношение к таким событиям - принять их такими, какие они есть, и максимально использовать сложившуюся ситуацию.
Эта же идея блестяще описана в «Мифе о Сизифе» Альберта Камю.
Камю описывает древнегреческую легенду о Сизифе, человеке, который не повиновался олимпийским богам и в качестве наказания был вынужден провести вечность, вкатывая большой валун на вершину горы. Хотя судьба Сизифа не совсем ясна, Камю был очарован мышлением Сизифа после того, как он увидел, как валун перекатывается через гору.
В этот момент Сизиф временно свободен от тяжкого труда, но знает, как только он доберется до подножия горы, он должен вернуться к своему вечному занятию. Камю предполагает, что Сизиф может даже с радостью подойти к этой задаче через некоторое время.
Моменты грусти и сожаления наступают, когда он оглядывается на мир, который он оставил позади, или когда он желает счастья. Однако когда Сизиф принимает свою судьбу, трагедия всего этого исчезает. Камю предполагает, что признав неизбежность своей вечной участи, Сизифу становится намного проще жить.
В самом последнем абзаце книги Камю, как известно, писал, что «каждый атом этого камня, каждая крупица этой покрытой ночью горы образует целый мир. Самой борьбы за вершину горы достаточно, чтобы наполнить сердце человека. Сизиф счастлив.»
Вдумайтесь в эти слова. Это прекрасно, не так ли? Вы видите человека, который оторван от земной жизни, которую он знал и любил. Он знает, что выхода нет. Есть только он, валун и эта заброшенная гора. Несмотря на его ситуацию, несмотря на память о прошлом и обо всём, что было ему дорого, он принял свою теперешнюю жизнь; он победил.
Мы тоже можем победить перед лицом таких невзгод. Мы тоже можем найти счастье в тяжелой битве, которая и есть наша жизнь. Пока мы разумно приближаемся к обретению состояния счастья, используем практики стоиков в трудные времена и учимся наслаждаться настоящим, когда всё хорошо - ничто не может разрушить наше мировидение.