На 41 километре Выборгского шоссе из Санкт-Петербурга (города-героя Ленинграда) в направлении на Выборг есть неприметное место, которое называется "Пасторский ручей". Здесь автотрасса пересекает небольшую болотистую низину, по дну которой бежит ручеек. Многие петербуржцы любят останавливаться здесь и набирать на берегу чистую родниковую воду из бьющего из-под земли ключа. На другом берегу этого ручья , прямо рядом с дорогой (слева по ходу движения в сторону Выборга), есть небольшой холм, на котором в советское время был установлен красивый памятный обелиск. На белоснежной стелле с алюминиевой копией самолета-штурмовика ИЛ-2 на вершинке были написаны простые и строгие слова : "Летчик-штурмовик Балакан Виктор и воздушный стрелок Темнов Борис героически погибли 9 июня 1944 года за освобождение Советской Родины". Памятная стелла была огорожена металлической оградой, выкрашенной серебристой краской. На этом месте были похоронены погибшие в при штурмовке укрепленного района финско-фашистских войск советские герои, летчик и стрелок штурмовика ИЛ-2 майор Балакан Виктор Федорович и старший сержант Темнов Борис Иванович.
Летчики-штурмовики 943 штурмового Авиационного Краснознаменного Полка были подняты по боевой тревоге 9 июня 1944 года еще до рассвета. Боевую задачу полку на аэродроме поставил командир полка майор Камбулатов. Группе штурмовиков полка в количестве 17 самолетов предстояло провести штурмовку укрепленного опорного пункта узла обороны противника вблизи линии фронта советско-финских войск в районе поселка Старый Белоостров с целью обеспечения прорыва советскими войсками долговременной обороны противника. Эта штурмовка должна была стать частью важнейшей наступательной операции советских войск против вооруженных сил Финляндии и ее союзника фашисткой Германии, окружавших Ленинград и державших его в блокаде со стороны Карельского перешейка с сентября 1941 года. Задачей советской авиации было нанесение массированных ударов по обороне противника, главным образом в районах Старого Белоострова, озера Светлого и Раяйоки. Затем по всей линии фронта, от Сестрорецка до Ладожского Озера, должно было начаться методическое разрушение узлов вражеской обороны артиллерией Ленинградского фронта и кораблей Балтийского флота. Артиллерийский огонь должен был продолжаться без перерыва 10 часов. В связи с особой важностью боевой задачи в сводную группу авиаполка был включен экипаж под командованием штурмана 943 ШАП майора орденоносца Балакан В.Ф. В этот полет Виктор Федорович решил взять себе в экипаж стрелка старшего сержанта Темнова Бориса Ивановича.
Надо отметить, что и летчик, и стрелок были опытными воздушными бойцами. Командир экипажа летчик Балакан В.Ф. совершил 38 боевых вылетов на самолете ИЛ-2, провел большое количество успешных штурмовок войск и позиций противника, нанеся большой урон противнику в его живой силе и технике. По состоянию на 9.06.1944 года майор лично нанес большой урон противнику, лично и в группе с товарищами уничтожил : минометных батарей - 6 ; артиллерийских батарей - 4 ; батарей малокалиберной зенитной артиллерии - 2 ; автомашин - 42 ; повозок - 57 ; танков -7 ; ДЗОТов -13 ; землянок - 14 ; блиндажей 9 ; уничтожил до роты живой силы противника (это около 100 вражеских солдат и офицеров). Дополнительно к этому количеству только за последние 5 боевых вылетов майор со своими товарищами уничтожил: паровоз -1 ; вагонов -3 ; солдат - 15 ; автомашин 2 ; лошадей - 3 ; батарей малокалиберной зенитной артиллерии - 4 ; минометных батарей - 2.
Я листаю пожелтевшие листы его наградных листов и передо мной предстает образ этого неустрашимого воздушного бойца . Вот пожелтевший и выцветший наградной лист номер 394 о представлении к награждению орденом "Красная Звезда"капитана Балакан В.Ф., утвержденный приказом по 67 армии Ленинградского фронта за номером 0494 от 28.07.1943 года : Капитан Балакан В.Ф. , помощник командира 943 Штурмового авиаполка по воздушно-стрелковой службе , "..... при выполнении боевых заданий смел и решителен. Проявляет исключительные образцы выдержки, мужества и отваги. Своими смелыми действиями воодушевляет молодой летный состав на образцовое выполнение боевых заданий с ненавистью к врагу и презрением к опасности. Летая по 3-4 раза в день при интенсивном огне зенитной артиллерии противника тов. Балакан отлично выполняет боевые задания, нанося значительный урон живой силе и боевой технике противника......".
Как смелый и опытный воздушный боец, капитан (затем майор) Балакан постоянно ставится командованием полка в качестве ведущего группы. Летчики хорошо знают, что только смелый и опытный воздушный боец может быть хорошим ведущим группы. Ведь нужно не только умело пилотировать свой самолет , сообразуясь с воздушной обстановкой и расположением зенитных батарей противника, но и надо вести наблюдение за воздухом, чтобы не пропустить внезапную атаку истребителей противника по самолетам своей группы, точно держать курс и скорость, определять наземные ориентиры, чтобы точно вывести группу на цель в глубине обороны противника, поддерживать радиосвязь с самолетами ведомых, не давая растягиваться группе. Надо правильно построить маневр группы, чтобы обнаружить и точно нанести удар по замаскированным позициям врага, вовремя выполнить противозенитный маневр и суметь уклониться от огня зениток противника, при начале штурмовки дать команду ведомым атаковать позиции зенитчиков. А в случае атаки истребителей противника построить и замкнуть оборонительный круг из самолетов своей группы, успевая прикрыть огнем хвост самолета впереди идущего самолета. Да мало ли обязанностей у командира группы штурмовиков?
Вот всего один пример выполнения боевого задания по штурмовке войск противника от 09.04.1944 года : группа из 4 самолетов ИЛ-2 под командованием капитана Балакан В.Ф. вылетела на выполнение боевого задания по уничтожению артиллерийской батареи и живой силы фашистов в район Выдра-Йерусалимка. Цель прикрывалась сильным огнем зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии противника. При приближении к цели группа попала под сильный огонь зениток противника. Разноцветные дымные облачка от разрывов зенитных снарядов возникли впереди самолетов группы. Трассы "эрликонов" стали перекрещиваться впереди наших штурмовиков. Умело построив маневр группы и уклонившись от огня противника, группа с пологого пикирования атаковала цель. В перекрестии прицела самолета ведущего вспышками электросварки пульсирует малокалиберная пушка "Эрликон" фашистов, ведущая огонь по нашим самолетам. Мечется по орудийному дворику прислуга зенитного орудия. Балакан жмет на гашетку пушек и пулеметов "Ила", и нити трассирующих пуль и снарядов впиваются в орудийный дворик противника, взрываются, рикошетят, разбрасывая в стороны тела расчета зенитного орудия и переворачивая набок зенитную установку. Сброс бомб на выходе из пикирования и самолет облегченно "вспухает". Ведомые бомбят по сбросу авиабомб ведущим, накрывая авиабомбами позиции зенитной батареи противника. Во второй атаке группа наших самолетов "РС"-ами (реактивный снаряд) атакует пару фашистских зениток, уцелевших после бомбового удара группы, и артиллерийскую батарею фашистов, досаждающую нашим войскам. Огонь зенитной артиллерии подавлен. "Илы" построили над вражескими позициями карусель и по-очереди атакуют артиллерийские позиции противника. Следует третья атака. Залпы "РС"-ов группы накрывают вражеские орудия, переворачивая их вверх колесами. Разбежавшиеся в стороны орудийные расчеты уничтожаются огнем бортовых пушек и пулеметов. Воздушные стрелки самолетов при выходе из атаки также ведут огонь по обнаруженным наземным целям.
При выходе из третьей атаки наши самолеты попадают под атаку трех новейших фашистских истребителей ФВ-190 ("Фокке-Вульф-190), вызванных по рации наземными немецкими войсками. Однако летчики группы вовремя успевают заметить опасность. Идущие на них в атаку истребители противника они встречают дружным огнем, построив самолеты в оборонительный круг и замкнув его. Немецким "Фоккерам" четыре советских "Ила" представляются легкой добычей. Однако оборонительный круг советских самолетов немецким асам никак не удается разбить . Фашистским истребителям надо попытаться атаковать русские штурмовики снизу, чтобы поразить наименее защищенную часть самолета - маслорадиатор, расположенный снизу самолета. Следует одна, потом вторая атака фашистских истребителей. Но советские самолеты ведут оборонительный бой на малой высоте, прямо над кронами растущих деревьев. Дружный огонь их бортовых стрелков вкупе с огнем бортового оружия "Илов" заставляет фашистских летчиков держаться на почтительном расстоянии, заранее выходя из атаки и не позволяя выйти на дистанцию эффективного огня. Низкая высота оборонительного круга не позволяет фашистсим истребителям провести атаку снизу и поразить советские самолеты. Впереди линия фронта. Видя, что четверка советских "ИЛов" крепкий орешек и легкой победы не будет, фашистские "эксперты" предпочитают убираться восвояси. После этого боя майор Балакан без потерь приводит свою группу на аэродром и производит посадку. Все самолеты целы, а летчики невредимы ! В результате этого боевого вылета и штурмовки было повреждено и уничтожено : орудий полевой артиллерии - 5 ; орудий зенитной артиллерии - 7 ; орудий малокалиберной зенитной артиллерии - 9 ; землянок -2 ; ДЗОТов - 3. Эффективность боевого вылета и его результатов подтверждена телеграммой штаба 277 ШАКД.
За этот подвиг по защите своей Родины а также предидущие успешные 25 боевых вылетов капитан Балакан В.Ф. был награжден Орденом "Боевого Красного Знамени".
Строка из письма летчика Балакан В.Ф, своей жене и маленькому сыну : "Мои дорогие и любимые Любочка и Толя, ждите меня, и я вернусь. Тогда мы снова заживем радостной и счастливой жизнью".
Подстать командиру экипажа майору Балакан В.Ф. был и его стрелок Темнов Борис Иванович (1922 года рождения). Призванный в ряды РККА Татищевским РВК Саратовской области 16.08.1941 года и прошедший обучение по специальности "механик-авиатехник", Темнов Б.И. попал на фронт 2 июня 1942 года. Воевать ему сначала довелось на Южном фронте, где он в должности авиационного механика получил два легких ранения (12.06.1942 года и 04.08.1942 года). С 28.02.1944 года старший сержант Темнов уже воюет на Ленинградском фронте в должности стрелка штурмовика ИЛ-2, постоянно летая на боевые задания в составе экипажа старшего лейтенанта Занес. Только в период с 5 марта по 4 апреля 1944 года их экипаж совершил 21 боевой вылет на штурмовку живой силы и техники противника в составе 943 штурмового авиационного полка Ленинградского фронта. Из них 20 ЭФФЕКТИВНЫХ боевых вылетов, подтвержденных наземным командованием, штабом 277 штурмовой авиационной Красносельской авиадивизии и фотоснимками.
01.04.1944 года экипаж штурмовика ИЛ-2 в составе летчика старшего лейтенанта Занес Николая Николаевича (1915 г.р.) и стрелка старшего сержанта Темнова Б.И. вылетел на боевое задание . Группе штурмовиков была поставлена боевая задача штурмовыми действиями уничтожить артиллерийско-минометные батареи фашистских войск в районе западнее деревни Яваново Псковской области, препятствующие продвижению нашей пехоты. Строка из наградного документа на летчика Занес Н.Н. ".... Прорвавшись сквозь заградительный огонь и находясь под непрерывным обстрелом зенитной артиллерией противника, проявляя исключительную стойкость и мужество, он с двух заходов отыскал цель и НА БРЕЮЩЕМ полете поразил ее. В результате штурмового удара была уничтожена одна артиллерийская и одна минометная батарея противника, до взвода пехоты противника, а также подавлен огонь одной артиллерийской батареи".
Во время второй атаки штурмовик получил попадание в корпус и левую плоскость самолета. Серьезно повреждено управление самолетом, он становится трудно управляем. К тому же серьезно повреждена и левая плоскость.
Успешно проведя штурмовку батарей противника, во время которой стрелки самолетов подавляли огнем своих пулеметов огонь зенитных средств противника, группа штурмовиков ИЛ-2 ложится на обратный курс. Однако самолет летчика Занес и стрелка Темнова подбит и начинает отставать от группы. Этим моментом решают воспользоваться истребители противника и добить поврежденный штурмовик. По представлению немецких летчиков, подбитый и отстающий от группы "ИЛ-2" - легкая добыча. В момент ухода от цели самолет старшего лейтенанта Занес атаковали два фашистских истребителя "ФВ-190". Стрелок Темнов Б.И. вовремя заметил идущие на них в атаку истребители противника. Сообщив по СПУ (самолетно-переговорное устройство) летчику об атаке их самолета истребителями противника, старший сержант Темнов открыл огонь по вражеским самолетам. Сообщая о положении самолетов противника стрелок помогал летчику правильно строить маневр штурмовика, имея возможность вести непрерывный огонь из крупнокалиберного пулемета по атакующим истребителям противника. За первой атакой вражеских истребителей последовала вторая, затем третья атака. Вражеские истребители провели три (!!!) воздушные атаки по нашему самолету, но все они оказались безрезультатными. Атаки были отражены огнем бортового пулемета старшим сержантом Темновым и умелым маневрированием самолетом летчиком старшим лейтенантом Занес. Не добившись никакого результата, вражеские истребители вышли из боя.
3 апреля 1944 года экипаж старшего лейтенанта Занес Н.Н. совершает новый подвиг : в районе Атаки-Выдра немецко-фашистские войска контратакуют и теснят нашу пехоту. Фашисты подтягивают к линии фронта танки. Нашим пехотинцам срочно требуется авиационная поддержка и авиационный удар по контратакующим немецким частям. Но немцы плотно прикрывают свой локальный контрудар средствами зенитной артиллерии. Экипаж старшего лейтенанта Занес вновь ПРЕНЕБРЕГАЕТ опасностью и прорывается сквозь огонь зенитной артиллерии противника. Находясь под непрерывным обстрелом противника, советский экипаж обнаруживает на опушке леса семь немецких танков, изготовившихся к атаке. С двух заходов снайперским огнем бортового оружия , ударами авиабомб и реактивных снарядов героический экипаж разбивает и поджигает два немецких танка. За этот подвиг командир экипажа старший лейтенант Занес Николай Николаевич представляется к Ордену Красной Звезды.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу 4 апреля 1944 года воздушный стрелок старший сержант Темнов Б.И. был представлен к награждению медалью "За отвагу", Однако пока представление шло по командным инстанциям, война продолжалась, продолжались и успешные боевые вылеты экипажа. Поэтому командование решило удостоить старшего сержанта Темнова Б.И. награждением Орденом Красной Звезды, но затем пересмотрело представление и 29.04.1944 года Темнов Б.И. был награжден Орденом Отечественной Войны II степени.
Стрелок Темнов Б.И. продолжает летать и успешно выполнять боевые задания. Командование авиадивизии 19 мая 1944 года вручает старшему сержанту Темнову Б.И. медаль "За отвагу". В личном деле делает запись : "Товарищ Темнов проявляет большое мужество и храбрость..... В бою проявляет исключительное мужество и отвагу, стойко и умело отражает атаки истребителей противника".
В апреле-мае 1944 года штурман 943 ШАП майор Балакан В.Ф. берет в свой экипаж и вылетает на боевые задания с воздушным стрелком старшим сержантом Темновым Б.И.
30 мая 1944 года, в рамках подготовки к стратегическому наступлению советских войск и освобождению Карельского перешейка и Советской Карелии от финско-немецких войск, экипаж в составе майора Балакан и стрелка Темнова получает боевое задание : провести разведку и установить наличие резервов противника путем фотографирования в районе Кирко-Кивеннапа (после войны Первомайское) и Майнула. Это был район линии финских укреплений VT, во время Зимней войны 1939-1940 годов называвшихся "Линией Маннергейма", располагавшихся в глубине обороны финских войск на Карельском перешейке.
Экипажам ИЛ-2 выделяется истребительное прикрытие, но истребительная группа прикрытия во время выполнения боевого задания оказывается связана воздушным боем с истребителями противника. Экипаж советского авиаразведчика ИЛ-2 в какой-то момент воздушного боя остается один. В этот время его атакуют семь (!!!!) фашистских истребителей. В завязавшемся воздушном бою с семью истребителями противника, проявляя ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ мужество и отвагу, воздушный стрелок старший сержант Темнов Б.И. стойко и умело отражает атаки истребителей противника, ведя огонь из бортового пулемета. Тем самым он спасает свой самолет и экипаж. Более того, он сбивает один из атакующих "Ильюшина" фашистских истребителей "МЕ-109" !!! Об этом имеются подтверждения истребителей прикрытия и экипажа другого разведчика.
За этот подвиг старший сержант Темнов Б.И. 07.06.1944 года удостаивается высокой правительственной награды - ему вручается Орден Славы III степени.
К началу Выборгской операции по разгрому финских войск на Карельском перешейке и выводу Финляндии из Второй мировой войны летчик-штурмовик майор Балакан Виктор Федорович был очень опытным воздушным бойцом. Грудь героя украшали ордена "Красного Знамени", "Красной Звезды", медаль "За оборону Ленинграда". Кадровый военный , Виктор Федорович начал службу в армии в далеком 1932 году. Имея огромный летный, командный и жизненный опыт (1910 года рождения, украинец), майор Балакан был назначен штурманом 943 Штурмового Авиационного Краснознаменного Полка. Именно поэтому в первый вылет 09 июня 1944 года командир полка майор Камбулатов назначил во главе группы из 17 самолетов-штурмовиков "ИЛ-2" майора Балакана. Группе было приказано нанести воздушный удар и уничтожить укрепленный опорный пункт финских войск в районе Старого Белоострова. По данным разведки, район штурмовки прикрывался большим количеством зенитных батарей и орудий малокалиберной зенитной артиллерии противника. Было ясно, что вражеский огонь над местом штурмовки будет жестокий, и очень возможно, что назад вернутся не все. В этот боевой вылет в качестве воздушного стрелка с майором пошел старший сержант Темнов Борис Иванович (русский, медаль "За отвагу", орден "Отечественной войны II степени", орден "Славы III степени", участник войны со 02.06.1942 года). Перед тем, как пойти в полет, Виктор Федорович любил говорить : "Вернемся героями и выпьем чару...". В этот ясное летнее утро, когда только занималась заря и наступали белые ленинградские ночи, летчику Балакан В.Ф. и стрелку Темнову Б.И. предстояло шагнуть в бессмертие..... До Великого Дня Победы оставалось всего 11 месяцев.....
Группа из 17 самолетов "ИЛ-2" шла на высоте чуть меньше 1000 метров. Ведущий не любил круглые цифры. Ему, опытному пилоту, было хорошо известно, что финские и немецкие зенитчики стреляют на 800, 900, 1000 метров, т.е. на круглые цифры высоты групп советских самолетов. Поэтому высота 870 метров была вполне комфортная и достаточно безопасная. Пряталась в предрассветных сумерках, кутаясь в тумане, ленинградская земля. Справа вдали была видна гладь Ладожского озера. В ларингофонах раздался писк вызова от стрелка Бори Темнова : "Командир, с задней полусферы солнышко встает". Майор положил самолет на крыло и оглянулся через плечо назад. Да, со стороны Финского залива начинал появляться диск солнца, и его первый луч уже подсветил брюхо советских истребителей, прикрывающих сверху и с боков группу наших "ИЛ-2". "Красота-то какая, Боря! Будто и нет войны " -сказал Виктор своему стрелку. Переключив тангенту на внешнюю связь, майор приглушенным и чуть хрипловатым голосом скомандовал : "Ведомым усилить внимание. Подходим к линии фронта. "Маленькие" (позывной истребителей), будьте внимательнее, приближаемся к цели". Майор сдвинул сектор газа вперед и чуть дал штурвал от себя. Послушный его воле штурмовик пошел в набор скорости и начал снижаться. Ведомые также устремились за ним. Впереди внизу уже хорошо различима линия фронта, а вот впереди за ней и цель боевого вылета - Старый Белоостров. "Сейчас начнется свистопляска"- подумал Виктор. А в ларингофоны скомандовал "Группа, не растягиваться..... Внимание ! Атака !" Самолет все резче и резче пикировал в сторону финского укрепленного пункта. "Странно, чего-то сегодня молчат финские зенитчики. Зевнули атаку? Ну-ну, дорого им будет стоить эта секундная оплошность" - подумал Виктор. И вдруг небо вокруг самолетов ведущего звена расцветилось сплохами разрывов зенитных снарядов, скрестились справа, слева, сзади, спереди трассы малокалиберных зенитных снарядов, самолет резко тряхнуло раз, другой , третий от близких зенитных разрывов. Впереди по курсу самолета возникла шевелящаяся огненная завеса. Сцепив зубы и совершив противозенитный маневр, Виктор прорвался сквозь огненную завесу и ввел свой самолет в еще более крутое пикирование. Атака !!! Вот в прицеле появились укрепления финских фашистов. Теперь выжать гашетку огня пушек и пулеметов верного "Ильюшина". Пошли вниз трассы, заплясали веером разрывы на брустверах вражеских окопов и крышах землянок, ДЗОТов. С места стрелка слышны очереди его крупнокалиберного пулемета - молодец Боря Темнов, тоже дает прикурить огонька фашистам, ведет огонь по позициям финских зенитчиков. "Геройский парень, не ошибся я в нем, взяв себе стрелком" - подумал майор. Высота 300 метров, сброс бомб, самолет облегченно "вспухает" и выходит из пикирования. И вдруг - взрыв! Гулкий, оглушительный удар по корпуса самолета, как будто бильярдный шар плотно лег в лузу, грохот разрыва и полная тишина. Он слышал о том, как это бывает, когда ты сбит : вроде все видишь, все понимаешь, боли нигде нет, но звенящий удар и тело уже плохо повинуется тебе, и тишина звенящая вместо гула мотора. И какие-то красные, бордовые, черные полосы перед глазами. Чем-то бурым забрызгало летные очки. Возврщается слух. И вдруг крик Бори Темнова в ушах сквозь гул ревущего пламени : "Командир, горим! Прыгай!" И есть еще высота. И есть еще силы скинуть колпак кабины и выпасть за борт самолета. Но зачем ? Попасть в руки финских фашистов, чтобы они потом звезды на спине вырезали? Или лучше попытаться направить пылающий и падающий штурмовик на автоколонну финской и фашистской автомобильной техники, ползущей по мосту через Пасторский ручей, чтобы унести с собой в могилу еще несколько ненавистных фашистов и приблизить долгожданный миг Победы и мирной жизни? Никто не знает, о чем думали в эту последнюю секунду их полета украинец из Одессы майор Балакан и русский с Саратовщины старший сержант Темнов. Но позорному плену советский экипаж пылающего летающего танка "ИЛ-2" предпочел смерть. Обьятый пламенем, падающий советский штурмовик горящей кометой ринулся в сторону автомобильного моста через Пасторский ручей и рухнул на самом его берегу ..... Вот строка из наградного документа о последних секундах жизни прославленного экипажа : " Сильно поврежденный самолет стал неуправляем и товарищ Балакан предпочел героически погибнуть, чем спастись на пааршюте и попасть в позорный фашистский плен.
Подвиг прославленного героя-летчика будет вечно жить в сердцах его боевых товарищей.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу тов. Балакан достоин ПОСМЕРТНОГО награждения - "Орден Отечественной Войны I степени".
Когда стихла круговерть воздушного боя, перестала трястись от разрывов бомб и снарядов земля, стих рокот моторов, местный советский патриот, совсем мальчишка, нашел среди обломков советского самолета сильно обгоревшие тела героического экипажа и захоронил их прямо на месте гибели, на маленьком холме рядом с дорогой через Пасторский Ручей. После Победы над фашисткой Германией на могиле героически погибших летчиков был воздвигнут белый обелиск с алюминиевой копией самолета ИЛ-2 на верху стеллы. В советское время сюда приходили пионеры, которые следили за памятником и могилой, возлагали цветы, красили ограду и поддерживали могилу в порядке. И даже в лихие 90-е годы, когда враги разрушили СССР, во времена охотников за металлом, не нашлось руки хапуги-стяжателя, чтобы покуситься на металл памятника на могиле Героев. На этом можно было бы закончить повествование, если бы не одно НО : приехав сюда примерно осенью 2003 года набрать воды в ключе и поклониться остаткам героических советских летчиков, я не обнаружил памятника. Расширялась дорога, ревела строительная техника, ездили самосвалы, а на месте могилы героев не было НИЧЕГО ! Ни памятника, ни самолетика, ни таблички. Все было разрушено и стерто с лица земли. Поговорив со строительными рабочими выяснил, что памятник просто снесли, потому что здесь теперь будет проходить вторая полоса автотрассы Выборгского шоссе, переходящего далее в автостраду "Скандинавия". Залез в кусты, чуть в стороне от холма, и там обнаружил переломанную и сплющенную дорожной техникой посеребренную оградку могилы советских погибших летчиков да груду кирпичей. За давностью лет могу ошибаться, но вроде там даже треснутая мраморная мемориальная доска сверху брошена была. Поразило это меня на всю оставшуюся жизнь. Кто же были те дорожники-начальники "Иваны, не помнящие родства", которые надругались и так варварски разгромили могилу советских летчиков в угоду коммерческим интересам дорожных строителей? Кто был руководителем организации, отвечающей за производство работ на этом участке? Где были власти и администрация Всеволожского района Ленинградской области, допустившая это святотатство?
Я долго мучительно думал об этом и не находил ответа. Почему потомки проклятых фашистов берегут и содержат в порядке могилы советских воинов в Германии, а наши нелюди (не назову их даже соотечественниками) в родной Отчизне бесчинствуют на могилах и попирают прах погибших советских героев-воинов? Где множественные чинуши и администрации, которым следует отвечать за порядок в своих владениях, следить за соблюдением Законов дорожниками, охраняя и сохраняя могилы павших героев?
И все же у этой истории правильный и счастливый конец : нашлись простые люди-общественники, которые не остались равнодушными. Они несколько лет обращались и писали в разные государственные инстанции, требовали восстановить памятник, но наталкивались на отписки и чиновничье равнодушие. Тогда люди сообща скинулись деньгами, восстановили и торжественно открыли вместе с органами власти памятник около дороги рядом с местом гибели экипажа. У майора Балакан В.Ф. вырос сын, Балакан Анатолий Викторович, в советское время живший в Сочи. Наш вклад в увековечивание памяти летчиков-героев - решение написать эту статью.
Люди, помните : когда вы едите в Санкт-Петербург по Выборгскому шоссе, прямо перед мостом, метрах в тридцати-сорока, под вашим передним правым колесом, практически на обочине, рядом со знаком "Пасторский Ручей" находились памятник и могила советских летчиков-героев, погибших 9 июня 1944 года в бою за свободу и независимость нашей Родины, Союза ССР. Они спасли всех нас от фашистской чумы, пожертвовав своей жизнью за то, чтобы жили мы с вами.
Их имена :
майор Балакан Виктор Федорович, 1910 года рождения, украинец, город Одесса, член ВКП (б) с 1940 года.
Старший сержант Темнов Борис Иванович, 1922 года рождения, русский, уроженец Татищевского района Саратовской области, кандидат в члены ВКП (б) с 1942 года.