Атеизм как мировоззрение имеет долгую историю. В 2000-е годы возник новый этап атеизма, который стал популярен в западном мире - это "новый атеизм". Яркими представителями нового атеизма являются Ричард Докинз, Кристофер Хитченс, Сэм Харрис, Дэниэл Деннет, Мишель Онфре, а среди популярных книг этого направления можно выделять "Бог как иллюзия", "Бог - не любовь" и "Трактат атеологии".
Называть новых атеистов фундаменталистами может выглядеть провокационно и тенденциозно. Однако это очень подходящий термин для данного направления атеизма.
Религиовед Дмитрий Узланер утверждает, что "новые атеисты" - это структурный аналог религиозных фундаменталистов. Но чтобы не было недопонимания, необходимо дать определение фундаментализма.
Фундаментализм - это общественное движение, которое провозглашает приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений. Главный принцип фундаментализма - очищение идеологии от каких-либо примесей, возвращение к истокам. Но зачем атеистам возвращаться к истокам?
Атеизм в европейской культуре имеет историю более 2000 лет. Но наиболее яркое, автономное и сильное проявление атеизма было в эпоху Просвещения, когда писали такие умы как Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций. Европейский атеизм оказал существенное влияние на секулярные процессы, которые позволили сделать религию частным делом каждого человека, государство и церковь стали действовать формально независимо друг от друга.
Секулярный мир век за веком пронизывал все сферы общества: науку, философию, образование, быт, искусство. Даже сами религиозные деятели стали подстраивать религию под секулярную действительность. Сформировалось представление, что наука способна ответить на все вопросы бытия, что именно научный прогресс приведет нас к счастливому будущему. Торжеством атеизма стала эпоха модерна, когда активно стали развиваться технологии, появлялись новые науки.
Но 20 век с двумя мировыми войнами показал, что науку культивировать нельзя. Эпоха модерна сменилась на постмодерн, а мечты о секулярном мире развеялись и появилось новое постсекулярное общество. Оказалось, что религия никуда не исчезла, она приобрела новые формы существования.
На почве расцвета религиозного мировоззрения возник "новый атеизм". Неверующие почувствовали, что эпистемологический релятивизм развязывает руки откровенным мракобесам. Поэтому ученые из сферы естественных наук, типа Ричарда Докинза, начинают активно противостоять религиозному дискурсу. Однако их попытки не всегда укладываются в рамки пропагандируемого ими же способа мышления - науки.
Антинаучная "теория мемов" Ричарда Докинза не выдерживает критики в среде исследователей религии, но тем не менее, научно-популярные блогеры, такие как биолог Александр Панчин, активно используют эту "теорию" в своих выступлениях. Из других отечественных "новых атеистов", которые яростно борются с религиями, но при этом показывают неакадемическую аргументацию, можно назвать публициста Александра Невзорова.
Но с социальной точки зрения новые атеисты делают большую услугу не только для науки как общественного института, но и для самих верующих. Научный мир действительно имеет проблемы религиозного характера. Взять ту же концепцию креационизма, которую верующие пытаются втолкнуть в образовательную систему наравне с теорией эволюции, при этом не имея проработанного эмпирического материала.
В России возникновение новых атеистов тоже стало закономерным процессом. Введение теологии в светских университетах - это вопиющий случай. Сам предмет не выдерживает критики с точки зрения современных критериев научного познания.
Польза для верующих в том, что теперь у них появилось больше поводов проверить свою веру на прочность.