Вряд ли шапки с помпонами (называемые также bobble hat) способны были защитить головы буйных английских футбольных фанатов, расшибавших их в кровь в уличных драках, но в шестидесятых годах прошлого века именно в их гардероб перебирается этот головной убор. Кроме болельщиков, носили шапки с помпонами и лыжники, хотя и им его присутствие на шапке вряд ли облегчало падение. Одним словом, утратив связь с военной униформой помпон начисто лишился и без того сомнительной функциональности, превратившись исключительно в декоративную деталь и обаятельный атрибут зимы.
КАК ПОЯВИЛИСЬ БОКОВЫЕ КАРМАНЫ НА БРЮКАХ КАРГО
Эта британская разработка оказалась настолько удобной и универсальной, что вскоре брюки карго появились и в армиях других стран. В 1942 году, уже в привычном для нас виде, они стали частью комплекта армейской униформы M-42, предназначенной для парашютных дивизий — левый накладной карман переехал с бедра на бок штанины и стал служить местом хранения рации и боеприпасов.
Брюки карго уже давно освоились в армейском гардеробе, но и в повседневном городском их функциональность тоже не кажется излишней: в карманы, пусть даже не такие объемные по сравнению с армейскими моделями, можно без проблем уместить все необходимые мелочи, не прибегая к использованию сумки или рюкзака.
ДЛЯ ЧЕГО ПОДКЛАДКУ ПИЛОТСКИХ КУРТОК КРАСЯТ В ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ
Контрастная подкладка впервые появилась на летной куртке MA-1 Flight Jacket. Однако произошло это не сразу: изначально для этой модели была характерна подкладка серо-зеленого цвета, но в 1963 году ее цвет изменили на ярко-оранжевый. И сделано это было вот для чего: в случае аварийной посадки или катапультирования из кабины приземлившийся пилот надевал такую куртку наизнанку, чтобы спасательным командам было легче заметить его с воздуха. На внутреннюю сторону куртки даже иногда наносили пояснительные надписи на азиатских языках, сообщавшие о том, что владелец куртки — американский летчик и просит сопроводить его в американское посольство за вознаграждение.
Оранжевая подкладка появилась и в более поздних модификациях MA-1 Flight Jacket — куртках L-2B, N-2B и некоторых других. А со временем ее стали использовать в дизайне знаменитой парки N-3B. Сегодня этот уже в большей степени декоративный элемент можно также без труда обнаружить на репликах этих самых пилотских курток, выпускаемых Alpha Industries и многими другими марками.
КАК ПОЯВИЛСЯ МАЛЕНЬКИЙ «ПЯТЫЙ» КАРМАН НА ДЖИНСАХ
Хотя называют этот карман «пятым», фактически он четвертый. Пятым по счету был второй задний карман, который появился на джинсах несколько позже — в 1901 году.
Казалось бы, зачем пришивать на джинсы еще и маленький карман, если там и так уже есть четыре — зажигалку или флешку, в конце концов, могут приютить и они. О преимуществах «пятого» кармана за нас лучше скажет рекламный видеоролик компании Levi's — главному герою он помогает пробраться в спальню красотки.
ЗАЧЕМ НА ЛЕВЫЙ РУКАВ ВОЕННЫХ КУРТОК НАШИВАЮТ КАРМАН
Впервые такой карман на молнии появился на левом рукаве военной куртки B-15, разработанной в начале 1940-х годов специально для пилотов реактивных самолетов ВВС США. Использовался он для хранения необходимых пилоту мелочей и назывался «сервисным», хотя было в ходу и другое название — «сигаретный» карман (нервная работа пилота требовала того, чтобы пачка сигарет была всегда под рукой, и клали ее обычно именно в этот карман). Также поверх кармана нашивались специальные отделения для хранения ручек и карандашей, которые были необходимы пилотам для прокладки маршрутов на карте.
Впоследствии этот карман появился и на рукавах других военных курток: на легендарной MA-1 Flight Jacket, ее современном варианте CWU 45/P и не менее известной парке N-3B.
Эту же деталь можно обнаружить и на многих современных репликах этих моделей, которые сейчас выпускаются большинством известных марок одежды, тем более что своей практической актуальности «сервисный» карман не потерял и в наши дни. В него по-прежнему можно убрать пачку сигарет или любые другие вещи, которые всегда должны быть под рукой: зажигалку, телефон или ключи, — разве что маршрут сейчас удобнее прокладывать не карандашом, а в Google Maps на смартфоне.
ЗАЧЕМ НУЖНА НАКЛАДКА НА ПРАВОМ ПЛЕЧЕ ТРЕНЧА
Тренчкот — это плащ из габардиновой ткани, который был разработан в начале ХХ века Томасом Берберри для нужд британской армии. Его обязательными атрибутами считаются двубортная конструкция, погоны, отложной воротник и пояс. Кроме этих, существуют и другие, не такие заметные детали, которые также характерны для этого типа верхней одежды. Например, тканевая накладка на плече (иначе называемая отлетной кокеткой). Она представляет собой планку из той же ткани, что и сам плащ, располагается чуть ниже погон и обычно застегивается на пуговицу.
Изначально эта деталь выполняла сразу несколько функций. Прежде всего, во время стрельбы она смягчала удар от приклада и защищала плечо от натирания ремнем винтовки, а кроме того, помогала защититься от непогоды: во время дождя кокетка застегивалась внахлест поверх лацкана и не давала воде попасть внутрь.
У мужских моделей кокетка располагается на правом плече, поскольку при стрельбе правша упирает приклад винтовки именно в него. А вот у женских тренчкотов кокетка нашивается на противоположное, левое плечо.
Со временем тренчкот перебрался из военного гардероба в повседневный, его конструкция изменилась, но кокетка не исчезла. Ее по-прежнему можно встретить на классических моделях тренчей, и присутствие ее не назовешь бесполезным — от отдачи ружья она вряд ли кого-то еще защищает, но от дождя вполне.
КАК НА БРЮКАХ ПОЯВИЛИСЬ СТРЕЛКИ
Поскольку поведать из славной истории стрелок больше нечего, мы лучше расскажем о том, как собственно эти стрелки на брюках нужно формировать или восстанавливать после стирки. Для начала нужно вывернуть брюки наизнанку и по тому месту, где до стирки пролегала складка, аккуратно провести куском мыла. После чего вывернуть штанину наизнанку, вставить «заготовку» стрелки между зубцами смоченной в воде расчески и несколько раз провести ее вдоль длины штаниной. Для верности лучше повторить процедуру несколько раз. После такой нехитрой операции складка стрелки должна стать более четкой.
Тем же, кто контакта с утюгом старается избегать всеми возможными способами, но несмотря на это предпочитает носить стрелки, можно порекомендовать брюки Sta-Prest, которые в 1960-х годах выпустила компания Levi's. Главным достоинством этой модели является то, что на них не образуются складки, а стрелка остается гладкой и четкой без использования утюга.
ЗАЧЕМ НУЖНА ПЕРФОРАЦИЯ НА БРОГАХ
Делать перфорацию на обуви начали скотоводы Ирландии и Шотландии еще в XVII веке. Они вели свое хозяйство в заболоченной местности и дополнительные отверстия проделывались для того, чтобы промокшая обувь быстрее высыхала и проветривалась. Отсюда пошло и название ботинок и термин «брогирование» — с галльского «brogue» переводилось как «протыкать шилом». Позднее такие ботинки появились в гардеробе егерей и лесничих, а перфорацию стали делать в форме узоров и завитков.
С изобретением водонепроницаемых резиновых сапог необходимость в такой обуви пропала, однако сами ботинки никуда не исчезли. В начале XX века броги становятся атрибутом городского гардероба, поэтому перфорацию уже не делают сквозной — теперь аккуратные отверстия на обуви лишь украшают поверхность ботинок.
За почти трехсотлетнюю историю у брогов появилось несколько модификаций, которые отличаются между собой не только формой каблука или шнуровкой, но и перфорацией. Прежде всего, это полные броги — на них перфорирована вся поверхность обуви, а мысок имеет крыловидную форму. Существуют еще полуброги, перфорация у которых располагается только на мыске. Кроме того, выделяют еще и так называемые четвертные броги — у такого типа обуви отсутствует характерный узор из отверстий, перфорация идет только вдоль швов.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН И КАК ПОЯВИЛСЯ КАБЛУК
Прообразы первых каблуков появились еще в Древнем Египте. Тогда обувь с подъемом в районе пятки носили обычные крестьяне для того, чтобы было легче передвигаться по рыхлой перепаханной земле. Но в том виде, каким мы его привыкли видеть сейчас, каблук появился много позже — в позднем Cредневековье. Тогда их прибивали к подошве сапог для того, чтобы во время верховой езды нога лучше закреплялась в стремени и не соскальзывала. К тому же каблуки помогали зафиксировать позу в тот момент, когда всадник поднимался в стременах, чтобы прицелиться.
Позже обувь с такой деталью появилась и в войсках пехоты — солдатам были нужны надежные сапоги на толстой подошве и с удобным каблуком для того, чтобы совершать длинные изнуряющие марш-броски. И только пройдя суровую военную школу, каблуки появились на гражданке, опять же исключительно в мужском гардеробе — в женский они перебрались только в XVII веке.
Конечно, современный мужчина не ездит верхом каждый день и не совершает длинные марш-броски, поэтому каблуки на мужской обуви стали меньше и были сохранены главным образом для удобства ног во время ходьбы.
ЗАЧЕМ НУЖНА ЗАДНЯЯ ПУГОВИЦА НА ВОРОТНИКЕ РУБАШКИ
Третья пуговица на воротнике — редкий зверь, и обнаружить ее можно не на каждой модели рубашки. Меж тем нашивать ее придумали достаточно давно — еще в 1896 году американская марка Brooks Brothers разработала рубашку с пристегивающимся воротником, у которого, помимо двух передних присутствовала и дополнительная третья пуговица на задней части.
Назначение ее не вызывает особых вопросов — пуговица, как нетрудно догадаться, пришивалась для того, чтобы держать галстук скрытым под воротником и не давать ему скользить (в то время в моде были узкие галстуки, которые как раз помещались между изгибом воротника и пуговицей). Куда интересней техника, с помощью которой эта пуговица застегивалась — надо полагать, что сделать это можно было, лишь обладая определенной сноровкой.
В конце 1960-х годов третья, дополнительная пуговица исчезла с рубашек такого типа, так как в моду вошли широкие галстуки и необходимость в ней отпала. Но сейчас, на волне интереса к американскому стилю и стилю преппи, многие марки стали вновь выпускать рубашки с дополнительной пуговицей на задней части воротника. Найти их можно, например, у англичан Ben Sherman, но в первую очередь, конечно, стоит обратиться к американским производителям, таким как J. Crew, Gitman Vintage и Brooks Brothers.