Найти тему
КиноКорбен

Итоги-2019: Лучшие фильмы года

К концу года принято как то подводить итоги, этим увлечены все, словно год без итогов - не год. Естественно, появляется встречное движение, представители которого гордо говорят "фу" любому предновогоднему "подведению итогов". Это предсказуемо и, надо сказать, зачастую даже оправдано. Я решил, что подведу именно киноитоги и вот почему - еще никогда в моей жизни не было столько кино, как в 2019 году, еще никогда в жизни я не ощущал кино настолько осознанно и глубоко, не проникался им так сильно и не был жаден до него (честно говоря, порой это приводило к перееданию и приходилось садиться на легкую диету). И потому я, во-первых, не прощу себе, если не подведу итоги такого своего киногода, во-вторых, своей жадностью полностью заслужил это право и, в-третьих, мне, в конце концов, правда есть что сказать (пусть даже я повторюсь и окажусь в основной струе массового выбора).

Так что с уверенностью заслужившего право я приступаю к первому рейтингу - самому привычному и потому, наверное, вряд ли кого либо способного удивить. Итак - лучшие 10 фильмов 2019 года (технически сюда попали и фильмы 2018 года, дошедшие до российского кинопроката только в уходящем). Не стану интриговать, двигаясь от десятого места, заряжу сразу с топов.

1. Фаворитка (The Favourite, 2018)

Изумительно снятое Робби Райаном, вдохновенно и неотразимо сыгранное великолепным ансамблем актрис, уверенно и тонко, не без иронии и смелости поставленное режиссером "Лобстера" и "Убийства священного оленя" Йоргосом Лантимосом по всем статьям филигранное кино. Безнадежно болел за них на "Оскаре". Главный настоящий кинофильм года.

-2

2. Джокер (Joker, 2019)

Полностью разделяю восторги как по поводу фильма в целом, так и по поводу Хоакина Феникса в нем в частности. Как набившему руку на трилогии "Мальчишников" Тодду Филлипсу невероятно повезло с главным актером, так и Фениксу повезло с режиссером, который неистово искрящуюся энергию актера сумел великолепно поддержать таким же сценарно-режиссерским неистовством. Сцена убийства в поезде метро - это ярчайший пример слившихся в единое целое энергий всех сторон кинопроцесса - от актерской игры и музыкальной дорожки до режиссуры и монтажа. Такое не может не завораживать и не покорять.

-3

3. Прощание (The Farewell, 2019)

Ничем до сих пор особенным не проявлявшая себя Лулу Ванг взяла очень личную историю и довольно неожиданно для всех развернула из нее многозначное полотно-рассуждение, обращаясь то к сугубо личным проблемам выбора, то переключаясь на геополитику и "китайское чудо". Небольшими диалогами, даже просто молчаливыми зарисовками в рамках развития основной истории Ванг расставляет емкие смысловые акценты, в итоге выводя картину на почти экзистенциальный уровень драматизма.

-4

4. Айка (2018)

Киргизская имигрантка Айка в исполнении Самал Еслямовой - пожалуй, главная женская роль года в российском кино. Но не одной обладательницей Золотой пальмовой ветви 2018 за эту роль жив фильм Дворцевого. Загнанный в каморки, подвалы, аварийные "хостелы", задавленный угрюмой, плотной, невыносимой атмосферой коллапсирующей под снегопадом Москвы, мир имигрантов в объективе ручной камеры Иоланты Дылевски наполняет образ героини поистине библейскими смыслами, в финале метафорично превращая ее в имигрантскую Мадонну. Главный "жестяк" года.

-5

5. Малыш Джо (Little Joe, 2019)

Еще один номинант на "золото" Канн и обладатель "Золотой ветви" за лучшую женскую роль, но уже 2019 года. Интеллектуальный "флористический" ужастик австрийки Джессики Хауснер полон аллюзий и метафор на современное общество, которые читаются на "раз-два", но однозначного отношения к себе не предполагают, в финале предоставляя зрителю простор для размышлений и выбора.

-6

6. Закатать в асфальт (Dragged Across Concrete, 2018)

Единственный из десятки фильм, сумевший пробить стену моей лени (или выбивший себе время) и удостоившийся расширенной рецензии на моем telegram-канале. Стилистически выдержанный оммаж постановщика "Костяного томагавка" С. Крэйга Залера старому доброму полицейскому боевику, в том его виде, в каком сейчас практически не снимают (привет 80-м), бесподобно постаревший и неотразимый Мел Гибсон и два с половиной часа сосредоточенного криминального хронометража. Не отметить этот фильм было бы большой ошибкой.

-7

7. Мы (Us, 2019)

Социальный хоррор Джордана Пила в прошлом году разве что мертвый не похвалил. Обращающийся к самым постыдным ытовым страхам и фобиям рядовых обывателей, "Мы" при этом оказывается на две ступеньки выше и умнее, например, той же "Судной ночи", попутно даря поклонникам жанра одну из самых страшных и пугающих сцен в хоррорах десятилетия (помните встречу главных героев с доппельгангерами?). "Заклятие", "Костяной томагавк", "Ведьма" - "Мы" уверенно смотрится в этом списке лучших хорроров 2010х.

-8

8. Золотая перчатка (Der goldene Handschuh, 2019)

Чрезвычайно натуралистичная serial-killer-трагикомедия, которая проще и доступнее, но совсем не хуже "Дома, который построил Джек" Триера. Фатих Акин неповторимо достоверно рисует атмосферу жизни реально существовавшего в Гамбурге 70х годов серийного убийцы Фрица Хонке - атмосферу непрекращающегося гниения самого героя и разложения окружающего его социума. Тут обе стороны достойны друг друга и от того создают весьма естественный симбиоз взаимного пожирания и умерщвления. Акин может и хотел снять просто натуралистичный ужастик, но гротеска избежать не получилось.

-9

9. Дылда (2019)

Сам не ожидал, что в топ-10 года попадут сразу два российских фильма. Великая Отечественная война все еще остается для России одной из постоянных тем в кино и, вероятно, еще долго будет ею оставаться, все больше уходя от монументальности подвига и горьких слез потерь к личным переживаниям и персональным трагедиям. Получивший приз ФИПРЕССИ в Каннах-2019 Кантемир Балагов очень красиво и профессионально снял драму, в которой война становится важнейшим второстепенным персонажем - моровой чумой, эпидемия которой унесла многих и затронула почти всех, искалечив физически и морально огромное количество невинных людей. Которые со всеми этими полученными уродствами в себе и вокруг стараются жить и как то чувствовать.

-10

10. Ограбление по Фрейду (Ruben Brandt, Collector, 2018)

Займусь самоцитированием - "восхитительный анимационный винегрет для арт-маньяков. Нeist-movie с насыщенными интонациями модной психологии в яркой упаковке из лучших образцов современного искусства". Безостановочный калейдоскоп символов, цитат, копий и упоминаний - невероятно оригинальный и свежий. Лучший мультфильм года, слабо замеченный у нас в прокате.