Копьё как сакральный символ власти в Древнем мире использовалось не только мужчинами. Часто носителями этого священного оружия были жрицы и богини, которых они изображали. Примером такого артефакта может служить копьё Афины.
Афина, чьё имя можно перевести с древнегреческого языка как Невероятная[1], является эпитетом змеиной семитской богини, пришедшей на Балканы из Ливии (Нехет) и впитавшей в себя медвежий культ пеласгической богини Алеи.
Своё распространение на Балканах Афина получила в хеттское время. Афина была известна на Кноссе (Крит), в кносских табличках она называется a-ta-na-po-ti-ni-ja.
В.П.Горан[2] соотносит это с гомеровским выражением Πότνι΄ Άθηνάη[3], Госпожа[4] (Владычица) Невероятная (Невероятного). В древности (Крито-микенский период) изображения Афины были, как и у других богов, палладиями[5], даже не всегда снабженными индивидуальными чертами богини. Именно как Владычица Афина становится покровительницей полиса (города-государства), взявшего её имя.
Как таковые, имена богов в догреческий период не были распространены. Существовало обращение – Владычица, а затем называлось место (полис) её владения. Так, одна богиня в разных городах будет именоваться по-разному, к тому же у неё были масса прозвищ, происходящих от рода её деятельности.
Так, Афина имеет эпитеты: Минерва, Паллада, Тритогенея, Эфия, Эргана, Полиада, Промахос, Парфенос - первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел. В Аттике Афина главное божество страны. Она победила самого Посейдона в споре за обладание Афинами, даровав афинянам священное дерево – маслину, и стала покровительницей афинского народа. Главный храм богини в Афинах Парфенон.
Читайте книгу:
Сакральное оружие
[1] Άθηνα̃ - слово состоит из двух корней, Ά – частица отрицания и θήν – частица утвердительная, наверно, по всей вероятности. А.Д.Вейсман “Греческо-русский словарь“, СПб, 1899 г., с. 607.
[2] В.П.Горан, “Древнегреческая мифологема судьбы“, Новосибирск, 1990 г., с. 31.
[3] Потния Афина
[4] возможные переводы: богиня, жена, почтенная, позднее эпитет Потния стал относиться к Деметре и Коре. А.Д.Вейсман, “Греческо-русский словарь“, с. 1039.
[5] Камнями или другими символами.