Ну вот и дочитаны - и более-менее осмыслены - "Нюансеры".
В осмыслении, возможно, будут спойлеры.
И это, само собой, и увлекательно, и мастерски, и философско-этические проблемы имеются, и всё, что надо. А наверх, "бонусом", этакая инструкция для актеров-режиссеров-сценаристов-писателей - насчет того, что дьявол в деталях и бог в подробностях, и каждый чих невпопад может превратить трагедию в фарс (или наоборот). О чем все, теоретически, знают, но...
Фокус в том, что в этом мире (только в этом отдельно взятом городе - или в мире вообще? А если вообще, то... ну ладно, речь не о том) - в этом мире, получается, и в жизни к чихам невпопад надо относиться крайне осторожно. В нашем мире такое тоже бывает, но, кажется, не настолько.
И фокус этого фокуса... в результате у нас все герои - актеры в спектакле, если вообще не марионетки на ниточках. Главный герой стремится из актеров в режиссеры, как ему по биографии и положено, но насколько ему - в этом сюжете - удается? Вопрос.
И в результате я (как, вполне вероятно, и было задумано) слежу за спектаклем, именно спектаклем, отмечая сюжет, игру, смыслы... информацию о театральной жизни дореволюционного Харькова... и многое-многое, очень интересное. Но не могу отделаться от мысли, что "у черного хода, на улице, болтают о жизни и бабах..." А единственным живым человеком мне тут видится Миша Клест, не понимающий, что втянут в спектакль, и мечущийся по сцене в поисках выхода. Да, этот спектакль играется именно для него, и да, он более чем заслужил всё, что получил, и заслужил, по мне, куда больше... но из-за ощущения, что он единственный не-актер, парадоксальным образом он, грабитель и убийца, даже вызывает сочувствие. (Еще и Оленька с сыном за кадром, для пущей к нему симпатии: вот, не совсем как бы мерзавец, тянет его к светлому... как бы...) Почему - сочувствие? Откуда? Я ведь терпеть не могу модных нынче "обаятельных мерзавцев" - ну какое обаяние, если мерзавец? А вот поди ж ты.
И странно, что старухина месть завершилась таким образом. Хотя, с другой стороны... Миша Клест, грабитель и убийца, умер, можно сказать. Остался другой человек - авось память к нему не вернется. Но зачем? Разве что - чтобы было кому свечку ставить?
Надо будет перечитать потом, подумать еще. Что-то я, боюсь, упускаю. Но это потом, позже. И про зазеркалье не мешает перечитать, хоть я и зарекалась. Но тоже потом. А сейчас, пожалуй, лучше "Одиссея" взять, душу погреть.
Между прочим, тут интересная история с Мишей: мальчик из благополучной семьи сталкивается с преступным миром, и это ломает ему жизнь - и... какие выводы он для себя делает? Что он хочет быть среди тех, кто ломает чужие жизни. Таким желающим крутости никогда не приходит в голову, что именно в преступном мире всё очень жестко и на каждого "крутого" найдется десяток-другой еще покруче. Но дело опять же не в этом... Воспитывали же его - и какие выводы он делал из воспитания?
И сколько, если подумать, законопослушных граждан только потому законопослушны, что боятся не справиться и быть схваченными, или соблюдают правила по инерции, пока нет серьезного стимула действовать иначе, или еще что. Потому-то, когда меняется власть и вдруг оказывается, что некую группу - буржуев, евреев, протестантов, мало ли кого - можно безнаказанно грабить и убивать, - находится столько желающих. Такой повод безнаказанно сделать то, что давно хотелось!
Печально, но факт.
«Нюансеры» на «Мире Олди»: https://oldieworld.com/shop/books/nyuansery
«Нюансеры» на «Author.Today»: https://author.today/work/38434
«Нюансеры» на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/nuansery/