Или в каких местах Минск прошлого был уютней современного
Не смотря на то, что двадцатый век изрядно покалечил старый Минск, и навязал городу свою монументальную архитектуру, были и положительные моменты, которые стоит взять на вооружение и сегодня. Рассмотрим несколько исторических фотографий известных мест, и выясним - что же сейчас не так.
Проспект Победителей, Машерова, Парковая магистраль.
Нынешний проспект Победителей - образцово показательная городская магистраль. Её застраивают торговыми центрами, высотками, аренами, и всем, на что способен бюджет, и инвесторский капитал в этой стране. Но вот одно но. Проспект задумывался не как оживлённая транзитная улица. Первое название говорит само за себя - Парковая магистраль. Эта живописная трасса огибала минский водно зелёный диаметр - живописную эко полосу проходящую через весь город. Посмотрите на старый снимок! Если добавить полосу для общественного транспорта и велодорожки, то улица будет соответствовать всем канонам комфортной городской среды! Сейчас же это многополосная магистраль, с подземными переходами...
И по сей день проспект Победителей не является транзитной магистралью. Её спокойно закрывают во время марафонов, форумов и т.д. Набережная свислочи и пешеходная часть проспекта (особенно ближе к ул.Немига) - одна из главных тусовочных, и прогулочных зон города. Почему бы не вернуть этому месту человеческий и пешеходный вид, или хотя бы закрывать движение (от первого кольца до Немиги) на выходные? По моему было бы идеально.
Привокзальная площадь
Общемировая практика - перед вокзалом должна быть большая пешеходная зона и общественный транспорт. Ну а только потом дорога, или на крайний случай крупная улица. Сегодня, выходя из здания вокзала вы почти сразу упираетесь в оживлённую Бобруйскую улицу. Чтобы перейти на остановки ОТ, вам нужно с багажом спускаться в подземные переходы. Иначе никак. Это удлиняет пешеходные маршруты и делает место плохо доступным. Про площадь как общественное пространство и говорить не приходится. Многие выходя из поезда, сразу же опускаются в подземные лабиринты. Раньше было лучше!
Да, по началу площадь перед вокзалом была пешеходной. Да и переход улицы (даже более широкой чем сейчас) не составлял такого физического труда. К сожалению уже через несколько лет место превратилось в банальную парковку. А потом начали возводить гостиницу, на прочь убившую красоту площади... Но сейчас не поздно исправить некоторые моменты! Например сделать наземный переход прямо напротив входа в вокзал. Да, автолюбители потеряют 50 секунд времени, но остановки общественного транспорта станут гораздо доступнее. С строительством первого транспортного кольца, и с введением платы для въезда в центр на личном авто, можно существенно сузить бобруйскую улицу. И реконструировав площадь, оставить её для людей, такси и общественного транспорта. Гостевые стоянки и т.д., можно разместить со стороны ул.Дружная. Почему бы и нет!
Партизанский проспект
Заводской район столицы находится немного в стороне от "фасадной" части города. Чем же раньше была лучше эта магистраль? По ней ходил трамвай! Да, трамвай к тому же был выделенный, что давало ему большие преимущества. После строительства линии метро, ветку разобрали якобы из за "ненадобности". Очень плохое и не дальновидное решение! Ни кто же не убирает автобусные и троллейбусные маршруты с проспекта из за метро! К тому же, когда весь город едет на дачи, наземный транспорт так же стоит в пробках, а автозаводская в час пик переполняется. Почему же было не оставить такой вид транспорта? Кстати, угадайте, что появилось на месте путей? Правильно! Парковки!
Немига
Раньше эта улица походила на Вильню, Ригу, Львов, и другие европейские центры городов. Чуть позже всё снесли во благо конструктивизма... Почитайте мою статью про эти моменты. К сожалению этот уют будет вернуть очень трудно...
Проспект Независимости, Франциска Скорины, Ленина, Сталина.
Central avenue столицы. Главный городской ансамбль и т.д. В этом году стал чуть лучше, с уходом рекламных растяжек и изменённым освящением. Однако раньше проспект был гораздо человечнее.
Какие различие бросаются в глаза? Во первых озеленение! Да, настоящие взрослые деревья это круто! Пешеходная зона становится гораздо комфортнее, если ещё добавить лавочки, парклеты и прочую активность, то проспект расцветёт! Ещё одно отличие - это троллейбусы. Их с центрального проспекта выпилили. Современный троллейбус - это тихий, экологичный и стабильный вид транспорта. Лично мне непонятно, почему его убрали. Ну и при ширине улицы, провода не портят вид. В чём ещё было лучше, дак это в наземных переходах. Сейчас, "подземки" не дублируются, а это очень плохо сказывается на доступности для большого количества людей. Причём чаще всего переходы именно на перекрёстках, и возвращение зебр на старые места не сказались бы на транспортной ситуации. Тут просто демонстрируют приоритеты (машина главнее человека). Исправить ситуацию достаточно просто, и рано или поздно, мы вернём уютный центральный проспект.
Эпилог
Нужно быть объективным во всём. Да, советское градостроительство плохо сказалось на наших городах. Но нужно высматривать у них хорошие моменты и брать на вооружение. Да, у соседей в РФ, и Украине города как правило хуже и неухоженнее таковых у нас, но и там есть хорошие примеры, которые нужно запоминать для будущих изменений. Это касается всего. Вскоре, мы поговорим о западных градостроительных практиках, которые не подходят для нашей местности, но к сожалению, стали очень популярны в СНГ.
Спасибо, что прочитали до конца.
Постоянным читателям и подписчикам отдельный респект!
Ваш лайк и комментарий, продвигает статью в ленте Яндекса!
Канал в Телеграм: https://t.me/BY_Urbanism
Группа в ВК: https://vk.com/by_urbanizm
Твиттер: https://twitter.com/Zodchij2084